Организация внутреннего аудита
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономического субъекта (административное руководство, менеджмент) и тех кто вкладывает деньги в его деятельность (акционеры, собственники, инвесторы).
Собственники не захотели полагаться на ту финансовую информацию, которую предоставляла им администрация. Это было связано с частым банкротством экономических субъектов, обманом со стороны администрации, что существенно повышало риск финансовых вложений, т.е. акционеры хотели быть уверенны в том, что финансовая отчетность представляемая им администрацией отражает истинное финансовое положение экономического субъекта.
Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности собственники стали приглашать людей со стороны которым по их мнению можно было доверять. Главными требованиями к ним были независимость и честность. С усложнением ведения бухгалтерского учета необходимым условием стало - хорошая профессиональная подготовка проверяющих.
В России впервые звание аудитора было введено Петром I. Эта должность в те времена совмещала в себе обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В последствии было несколько попыток создания института аудита 1889, 1912, 1928 гг. однако все они были неудачными. И лишь в конце восьмидесятых начале девяностых годов становление рыночной экономики в России привело к появлению значительного числа предприятий, форм и организаций акционерного типа, что потребовало в свою очередь возрождения, по аналогии с мировым опытом, аудиторского дела, связанного с проведением независимого финансового контроля их деятельности и оказанием консультативных услуг по улучшению финансового состояния.
Со временем система контроля стала не только внешней, но и внутренней, включающая в себя внутренний аудит. Однако деятельность была затруднена из-за отсутствия положений о службе внутреннего аудита, а также финансовых трудностей в содержании целого отдела с высококвалифицированными специалистами, требующими адекватной оплаты своего труда. Тем не менее затраты на организацию и проведение внутрихозяйственного контроля относительно небольшие. Это достигается привлечением к контролю специалистов самой фирмы, которые в процессе проведения проверок не только выявляют недостатки, но и повышают свою профессиональную подготовку, большей частью это относится к малым предприятиям, в крупных и средних организациях все чаще служба внутреннего контроля представлена отдельной штатной единицей.
Функционирование предприятий в условиях предпринимательства объективно обусловило создание в аппарате управления службы внутреннего аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.
- Понятие, цели, задачи и права службы внутреннего аудита.
- Место внутрифирменного аудита в системе управления организацией
- Законодательные и нормативно-правовые основы организации внутреннего контроля на предприятии.
- Структура и состав подразделения службы внутреннего аудита.
- Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочей документации.
- Методика проведения внутреннего аудита.
- Порядок составления отчета внутреннего аудита, его согласование и представление руководству.
- Принятие мер к устранению выявленных аудитором недостатков и нарушений.
- Оценка эффективности системы внутреннего контроля при планировании аудита.