Себестоимость продукции, прибыль, рентабельность
Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле
Р=(П/ОФ+НОС)*100
где Р — уровень рентабельности производства, %;
П — валовая прибыль предприятия, руб.;
ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.
Пример. Валовая прибыль предприятия — 385,6 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов — 250 тыс. руб., нормируемых оборотных средств — 42,4 тыс. руб.
В этом случае рентабельность производства составит
131,9% =(385,6/(250+42,2)*100)
Такой высокий уровень рентабельности можно объяснить ростом объема производства продукции, а главным образом инфляционным ростом цен на реализуемую продукцию, что и обусловило получение больших сумм прибыли при относительно невысоких размерах основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа
предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляе-
мый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
Р=(П/Сn)*100 и Р=(П/Цn)*100
где Р — рентабельность продукции, %;
П — валовая прибыль предприятия, руб.;
Сn — полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Цn — объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налога на добавленную стоимость — НДС и акцизов), руб.
Проследим, используя данные приведенного примера, соотношение уровней рентабельности. Допустим, за истекший год реализовано продукции, исчисленной по полной себестоимости, на 1093,5 тыс. руб., а по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) — на 1485,5 тыс. руб.
Валовая прибыль предприятия — 385,6 тыс. руб.
В этом случае рентабельность продукции по полной себестоимости составит 35,3% (385,6*100/1093,5_ , а в действующих ценах – 25,9% (385,6*100/1485,5)
Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий). Сравнивая различные показатели рентабельности, можно сказать, что показатель рентабельности производства (131,9%) несопоставим с показателя рентабельности продукции (35,3 и 25,9%). Тем не менее факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего: