Себестоимость продукции, прибыль, рентабельность
Анализ представленной структуры издержек предприятий А и Б позволяет сделать вывод о том, что предприятие А имеет меньший уровень механизации и автоматизации производства и обладает большей потребностью в использовании малопроизводительного ручного труда. Вследствие этого постоянные издержки фирмы А на амортизацию и выплату процентов на капитал, использованный на приобретение машинного парка, будут относительно невелики, а переменные издержки на оплату труда работников предприятия А — относительно высокими. На предприятии Б картина обратная: относительно высокие постоянные издержки на амортизацию и выплату процентов на капитал и соответственно низкие переменные издержки на оплату ручного труда, обусловленные высоким уровнем механизации и автоматизации производства.
На зарубежных предприятиях планирование и учет себестоимости продукции в части переменных затрат широко практикуется по методу директ-костинг (спгек1-соз1т§). При этом методе основными финансовыми показателями являются маржинальная прибыль и прибыль. Расчет ведется по схеме'
Таблица №1
№ п/п |
Показатель |
Условное обозначение |
Величина, ден. един. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
В |
2000 |
2 |
Примерные затраты |
Зпер |
1000 |
3 |
Маржинальная прибыль |
Пм=В-Зпер |
1000 |
4 |
Постоянные затраты |
Зпост |
400 |
5 |
Прибыль |
П=Пм-Зпост |
600 |
Как справедливо указывают авторы приводимой схемы, метод «директ-костинг» дает возможность установить связи и пропорции между объемом производства и затратами на него, получить информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости продукции при увеличении или уменьшении объема производства. А выделение величины постоянных затрат при этом методе калькулирования позволяет показать влияние их размера на сумму прибыли, при этом изменение величины маржинального дохода позволяет выявить более рентабельные изделия и своевременно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции. В результате система «директ-костинг» дает возможность определить размер прибыли и колебания ее величины под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и на основе подобного анализа принять комплекс необходимых в этом случае мер по управлению издержками и предприятием.