Структура финансовой системы Москвы
Как и другим субъектам Российской Федерации, Москве необходимы денежные средства для обеспечения деятельности органов власти, жилищно-бытовой и социально-культурной инфраструктуры и т. п. Источником этих средств является бюджет города. В процессе исполнения бюджета принимает участие ряд учреждений, которые образуют финансовую систему Москвы. Задачами органов финансовой системы являются разработка и реализация единой бюджетно-финансовой политики Правительства Москвы, исполнение бюджета Москвы, контроль за расходованием бюджетных средств, краткосрочное бюджетное прогнозирование и др. Главным принципом функционирования финансовой системы является казначейский метод исполнения бюджета Москвы [34].
Финансовая система Москвы состоит из органов власти разных уровней: подразделений центральных органов исполнительной власти и территориальных органов представительной и исполнительной власти. Основное звено финансовой системы Москвы – это Департамент финансов и его десять филиалов – финансово-казначейские управления (ФКУ) административных округов [12]. Департамент финансов подчиняется непосредственно Правительству Москвы. В его структуру, кроме ФКУ, входят Московское городское казначейство и другие управления и отделы [9].
При формировании доходов бюджета Москвы важную роль играют территориальные подразделения Министерства по налогам и сборам. В процессе бюджетного планирования принимают участие подразделения Министерства экономического развития РФ. Московская городская Дума рассматривает и принимает бюджет города на следующий год и другие нормативно-правовые акты в бюджетной сфере. Контрольно-счетная палата Москвы – это главный орган контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Правительство Москвы и подведомственные учреждения непосредственно осуществляют исполнение бюджета и разрабатывают основные направления бюджетной и финансовой политики, являясь, таким образом, главным элементом финансовой системы города [8, 44].
Все звенья финансовой системы Москвы связаны друг с другом и образуют определенную структуру.
В данной работе рассматривается бюджет Москвы по ЮАО. Он представляет собой не самостоятельный бюджет, а часть регионального бюджета. Основную роль в его исполнении играет ФКУ ЮАО.
В процессе исполнения бюджета ФКУ выполняет ряд законодательно определенных функций. К ним относятся:
Ø краткосрочное планирование средств бюджета Москвы на территории ЮАО;
Ø учет доходов бюджета Москвы по ЮАО;
Ø финансирование расходов;
Ø контроль за целевым использованием бюджетных средств и др.
Определение эффективности расходов бюджета не входит в число основных задач ФКУ, однако получаемых им данных вполне достаточно для ее оценки [11].
Экономическая ситуация в ЮАО характеризуется следующими показателями. В 2003 г. на территории округа функционировало 122 промышленных предприятия, 75 из которых были прибыльными. Объем производства вырос на 4,3% по сравнению с уровнем 2002 г., средняя заработная плата в промышленности – на 28,4%. Бюджет на 2003 г. был выполнен на 100% [25]. Таким образом, наблюдается положительная динамика социально-экономического развития ЮАО. Подобные процессы происходят и в других административных округах Москвы, что свидетельствует об экономическом росте в регионе.
Следовательно, выводы, сделанные в данной работе по отношению к ЮАО, справедливо применить к любому административному округу Москвы.