Правовое обеспечение
В Российской Федерации принят ряд законодательных документов, которые определяют порядок формирования и расходования средств бюджета, направления бюджетных расходов, порядок разграничения полномочий между бюджетами разных уровней. Эти нормативно-правовые акты принимаются на всех уровнях – от федеральных органов власти до подразделений финансовых органов г. Москвы.
Основополагающим документом при этом, как и в любых правоотношениях, является Конституция Российской Федерации. В ней определен ряд положений, имеющих отношение к бюджетному устройству страны. Так, главой 3 установлено федеративное устройство России, перечислены все субъекты федерации и определены основные полномочия органов власти разных уровней, в том числе и в сфере бюджетных отношений [1].
Важную роль в бюджетных правоотношениях играет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Он является основным документом, регламентирующим формирование доходной части бюджета. Он регулирует вопросы, связанные с взиманием налогов в бюджеты различных уровней: перечень налогов, подлежащих уплате, их характеристики, порядок и сроки уплаты налогов, ответственность за нарушение налогового законодательства и т. п. [3]. Нормы НК РФ, в особенности те, что касаются региональных и местных налогов, часто конкретизируются законами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, существует законодательство об использовании и продаже государственной собственности, предоставлении государственного кредита и т. д. Таким образом, существует целый блок законодательных документов, регламентирующих формирование доходов бюджета. Однако данная область законодательства не имеет прямого отношения к рассматриваемой теме.
Наиболее важное значение при регулировании вопросов, связанных с расходованием бюджетных средств, имеют Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) и Федеральный закон №115-ФЗ от 15.08.1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации». Рассмотрим эти документы.
Основным документом в области бюджетного права является БК РФ. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. В БК РФ законодательно зафиксированы компетенция и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
Тема данной работы связана с расходованием средств бюджета. Положения, касающиеся расходов бюджетов разных уровней, подробно рассмотрены в БК РФ. Прежде всего, в статье 6 даны определения расходов бюджета, бюджетных ассигнований, бюджетной росписи и прочих понятий, без знания которых невозможно изучение рассматриваемой темы.
Раздел III БК РФ посвящен расходам бюджетов. В главе 10 расходы бюджетов поделены на составные части (текущие и капитальные расходы), определены формы расходования бюджетных средств, направления расходования средств бюджетными учреждениями, предоставление трансфертов населению и т. п. В главе 11 проведено разграничение расходов между бюджетами разных уровней – выделены расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета, из бюджетов субъектов федерации, из местных бюджетов, а также расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней. Это позволяет законодательно определить возможные направления расходования средств бюджета Москвы [2].
Для аналогичных целей используется Федеральный закон №115-ФЗ от 15.08.1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации». Он включает в себя:
Ø классификацию доходов бюджетов РФ;
Ø функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;