Этапы развития автоматизации бухгалтерского учета
Управление предприятием в современных условиях определяется как изменение состояния системы, ведущее к достижению постоянной цели. Система управления предприятием взаимодействует в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Взаимосвязь осуществляется посредством информации, которая по потокам прямой связи передает цель функционирования, различные команды управления от системы более высокого уровня к системам низкого звена, а по потокам обратной связи – все сведения, необходимые для регулирования информационного процесса. Управленческая информация обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Важнейшей ее составляющей является экономическая информация, которая отражает производственно-финансовую деятельность любых экономических объектов с помощью системы натуральных стоимостных показателей. Во всех случаях при этом используется количественные величины, цифровые значения. Эта особенность экономической информации предопределяет возможность широкого применения для ее обработки вычислительной техникой.
Основными причинами, предопределяющими применение вычислительной техники в организации бухгалтерского учета, являются большие объемы информации, многочисленные группировки, жесткие сроки обработки, высокие требования к точности и достоверности. Бухгалтерские задачи ранее других экономических задач стали обрабатываться техническими средствами. Компьютеризация бухгалтерского учета тесно связана с вышеназванными причинами, позволяющими на этом пути выделить два этапа – механизированный и автоматизированный.
Первый этап (50-60-е гг.) характеризуется использованием электронно-механических перфорационных машин, организацией машиносчетных стаций на крупных предприятиях, где основную роль играла комплексная механизированная обработка учетных записей таблично перфокарточной системы счетоводства на базе типовых программ.
Переход ко второму этапу – автоматизированному (с начала 70-х гг.) – был вызван появлением ЭВМ, приспособленных для решения задач в сфере экономики. Этап автоматизации насчитывает несколько периодов в своем развитии, зависящих в первую очередь от изменения форм взаимодействия машин и пользователя, а также режимов работы ЭВМ. Начальный период связан с централизованной обработкой бухгалтерских задач на вычислительном центре, где применялся однопрограммный режим работы ЭВМ. Бухгалтер имел возможность влиять на ход решения задачи. Оператор, получив учетную документацию, обрабатывал ее на ЭВМ по программе и возвращал пользователю свободные бухгалтерские данные – ведомости аналитического и синтетического учета, на основании которых принимались управленческие решения. Развитие архитектуры ЭВМ и их операционных систем создали предпосылки для взаимодействия пользователя с программой. Получив результаты расчетов, он оперативно принимал решения о дальнейшей работе с программой.