Учет поступления и переоценки основных средств
Поступление основных средств в организацию происходит в следующих случаях: в результате приобретения за плату, в порядке нового строительства, на условиях аренды, в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, безвозмездного получения или дарения путем получения в хозяйственное ведение или оперативное управление, в порядке товарообменных операций, путем получения в хозяйственное ведение или управление и другими способами не противоречащими законодательству.
Для оформления документации на поступление основных средств приказом (распоряжением) руководителя организации должна быть создана комиссия, в составе соответствующих должностных лиц, и лиц на которых предусматривается возложение ответственности за сохранность поступающих основных средств.
Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств формы №ОС-1 в одном экземпляре. Поступление оборудования, не требующего монтажа, оформляется актом о приемке оборудования формы №ОС-14.
Приемочная комиссия определяет техническое состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и другие сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководства по эксплуатации и пр.).
Общим актом (накладной) приемки-передачи основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.
В процессе организации аналитического учета в пообъектном разрезе и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и прочее), приложений к нему, в бухгалтерии открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6). Инвентарная
карточка учета основных средств составляется ответственным работником бухгалтерии в одном экземпляре.
При принятии объекта основных средств к учету ему присваивается инвентарный номер, который проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии.
На основании надлежаще оформленных и утвержденных первичных документов в бухгалтерском учете производятся записи по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму покупной стоимости объектов основных средств и фактических затрат, связанных с приобретением объектов основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов и по дебету счета 01 «Основные средства» на сумму первоначальной стоимости объекта основных средств.
На счетах бухгалтерского учета поступление основных средств отражается следующими записями:
Таблица 1
Отражение в бухгалтерском учете поступления основных средств
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов | |
Дт |
Кт | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Приобретение основных средств за плату | |||
1 |
Стоимость полученных от поставщиков объектов основных средств (без НДС) |
08 |
60 |
2 |
Суммы НДС по полученным от поставщиков объектам основных средств |
19 |
60 |
3 |
Расходы по оплате услуг сторонних предприятий и организаций по доставке объектов основных средств в организацию и доведения их до состояния. В котором они пригодны для эксплуатации (без НДС) |
08 |
60,76 |
4 |
НДС с услуг по доставке объектов основных средств и доведения их до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации |
19 |
60,76 |
5 |
Ввод в эксплуатацию приобретенных объектов основных средств |
01 |
08 |
6 |
Оплаченные счета поставщиков |
60 |
51 |
7 |
Отнесен на возмещение из бюджета НДС по полученным объектам основных средств и услугам сторонних организаций по доставке и монтажу основных средств |
68 |
19 |