Человек как актив.
Темой оценки человеческих ресурсов на данный момент заинтересованы многие видные теоретики бухгалтерского учета. Интерес к проблеме учета человеческих ресурсов начал проявляется еще с 1960-х годов, и базовые методы и рекомендации по учету были уже разработаны к концу 70-х в США, где исследования проводились видным теоретиком Эриком Флэмхолцем. К тому же, с недавнего времени ряд исследований по теме капитализации человека сошлись во мнении, что “человек наиболее существенный актив и трудовые ресурсы наиболее значимый критерий конкурентного преимущества предприятия”[1].
Проблема коммерческого использования человеческих ресурсов как актив в современной практике — комплексная и многогранная проблема, включающая в себя правовые, экономические, социальные и психологические вопросы. Проблема как теоретическая, так и прикладная: человеческие ресурсы могут продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку. Иными словами, наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли человеческие ресурсы активами и могут ли они вообще включаться в баланс предприятия.
Но сначала мы должны рассмотреть, какими характеристиками должен обладать объект, чтобы квалифицироваться как актив. В соответствии с фундаментальными принципами бухгалтерского учета, “активы - это контролируемые предприятием экономические ресурсы, стоимость которых может быть объективно измерена и использование которых вероятно принесет в будущем прибыль”[2]. Согласно вышеуказанному определению, возможно ли квалифицировать человека как актив?
Человек важное звено в хозяйственной деятельности футбольных клубов и доводы в пользу того, что футболисты являются активами, заключаются в том, что “эти средства” представляют собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация. В нашем случае выгодой является вклад в футбольный успех команды, которая в дальнейшем, возможно, трансформируется в денежный приток. Далеко не секрет, что самые ценные активы футбольных клубов - это их человеческие ресурсы, так как в некоторых случаях вся стоимость активов клуба может быть меньше совокупной стоимости игроков”[3]. Однако противники включения человека в отчетности в качестве активов мотивируют свою позицию тем, что будущие экономические выгоды, связанные с ним, за исключением отдельных случаев, невозможно определить с достаточной степенью достоверности. Иными словами, есть немалая доля неопределенности, поскольку компания не может быть уверена, что работник не аннулирует контракт, тем самым, ставя под сомнение вероятность экономических выгод. Мы рассмотрим эту проблему далее.
Как и во всех организациях в футбольных клубах также существуют трудовые договора. Игроки подписывают контракт, что подразумевает за собой “прикрепление” к определенному клубу на законных основаниях. Подписав контракт, они не могут покидать клуб или играть за иную команду без разрешения клуба. Стоит отметить, что спортивные контракты сильно отличаются от простых трудовых договоров, поскольку они более требовательны в выполнении условий. В компаниях, где действуют простые трудовые договора, руководство не имеет достаточного контроля над своими работниками и соответственно не имеет законного права включать своих работников в баланс как активы. А именно контроль является одним из основополагающих критериев признания объекта активом. “Контроль – это концепция бухгалтерского учета, схожая с юридической концепцией собственности. Когда компания получает автомобиль в рассрочку, то юридически она может не владеть автомобилем, пока не оплачен последний взнос. Тем не менее, если предприятие несет ответственность за содержание автомобиля, то он рассматривается как полностью контролируемым этим предприятием и является активом”[4]. В нашем случае, человек находится под контролем хозяйствующего субъекта.
Из концепции стоимости следует, что если предприятие ничего не платит за приобретаемую статью актива, то оно обычно не отражается в учетных регистрах как актив. Поэтому, знания и навыки, накапливаемые по мере функционирования компании, взаимодействия внутри организации, удачные местонахождения, высокая репутация торговой марки, разработанной компанией – все это не отражается как актив на счетах компаний [5]. Однако затраты на приобретение футболистов могут быть надежно определены, благодаря существованию активного рынка, где клуб имеет возможность продать игрока, обменять, сдать в аренду или распределить конкретные будущие экономические выгоды, относящиеся к нему, без выбытия будущих экономических выгод.