Учет расчетов с поставщиками в ООО «Стимул-2»
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками в ООО «Стимул-2» производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками (подрядчиками) договоров (Приложение1).
В договорах оговариваются:
- вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг;
- коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг);
- сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг);
- порядок расчетов (условия платежей) между ООО «Стимул-2» и поставщиком или подрядчиком.
Порядок расчетов между ООО «Стимул-2» и поставщиками или подрядчиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в России; по импортным поставкам – в соответствии с правилами международных расчетов.
Условия внутрироссийских поставок формируются в стране условиями (франко-завод; франко-станция отправления; франко-вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
Условия импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной Торговой палатой. В соответствии с ними четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск при осуществлении этих функций и при гибели и порче товара.
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили ТМЦ на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая – предъявленная поставщиком.
В случае отсутствия средств на счете ООО «Стимул-2» оплата пени поставщику за несвоевременный платеж относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками. К счету 60 могут быть открыты субсчета:
- 60-1 «Расчеты плановыми платежами»;
- 60-2 «Векселя выданные»;
- 60-3 «Импортные поставки».
На субсчете 60-1 «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними.
На субсчете 60-2 «Векселя выданные» учитываются операции, когда задолженность поставщикам и подрядчикам оформляется путем выдачи векселя.
При учете расчетов по импорту используется субсчет 60-3. Он кредитуется на суммы расчетных документов иностранного поставщика. Расчеты с поставщиками осуществляются в валюте, предусмотренной в контракте. Учет импортных операций ведется одновременно в валюте и в рублях, полученных путем пересчета валюты в рубли по курсу Банка России в день совершения операции. Курсовая разница, возникшая по операциям акцепта платежных документов и их оплаты, списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В ООО «Стимул-2» данные субсчета не открыты.
Кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» только после того, как на склад покупателя поступили товарно-материальные ценности или приняты заказчиком работы, услуги (потреблены электроэнергия, газ, вода и т.п.). Отражение этих операций на счетах затрат на производство возможно, если время выполнения работ, предоставления услуг совпадает с их производством.
В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально-ответственных лиц.
ООО «Стимул-2» в силу специфики работы осуществляет отгрузку и прием товаров только автомобильным транспортом.
При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная (Приложение 2)
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров в ООО «Стимул-2». Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.
Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения:
- о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты);
- о товаре в таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, количество (масса нетто), цена, сумма, вид упаковки).
Здесь же указываются суммы налога на добавленную стоимость (18% или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.
Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные: