Основные цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.
Цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом вытекают из значимости налоговых платежей как основного государственного экономического рычага.
Именно налоговые поступления являются финансовой базой для решения следующих жизнеобеспечивающих и весьма противоречивых государственных программ:
- содержание государственных структур,
-развитие широкомасштабных социальных программ,
-воздействие на структурную перестройку рыночных отношений с ориентацией на отечественных производителей,
- поддержка социально не защищенных слоев населения, в том числе,
инвалидов, пенсионеров, сирот, многодетных семей.
Рациональная налоговая политика обеспечивает сбалансированность общегосударственных региональных, местных и частных интересов, содействуя развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы для повышения эффективности производства.
Одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Важной составляющей для решения этой задачи должно стать общее финансовое оздоровление российских предприятий. Тем более, что специфика функционирования последних заключается в объективно сложившихся формах хозяйствования в стране, являющихся постсоветскими и не соответствующих требованиям рыночной экономики.
До сих пор сохраняется парадоксальная ситуация при которой крупнейшие предприятия-налогоплательщики, вносящие наибольший вклад в бюджеты всех уровней, являются одновременно и основными должниками государства.
Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Важной составляющей для решения этой задачи должно стать общее финансовое оздоровление предприятий российской экономики, которая характеризуется особенностями, не соответствующими требованиям рыночной экономики и являющимися, по существу, производными от форм хозяйствования в советское время.
Наблюдение за финансовым состоянием крупных, экономически или социально значимых организаций ведется, начиная с 1999 года в рамках обязательного финансового мониторинга, проводимого в соответствии со ст.25 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Ежеквартально осуществляется сбор и анализ финансовых документов примерно 1700 российских предприятий.
Результаты мониторинга финансового состояния крупных, градообразующих, социально значимых предприятий позволяют сделать выводы, общие и для большинства других российских организаций, в частности о том, что сроки, в течение которых большинство российских предприятий рассчитывается по своим обязательствам перед кредиторами, существенно превышают нормы и пределы, установленные законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) установлена граница в 3 месяца просрочки оплаты по долгам, после которой кредитор, имея обязательства в размере более 500 МРОТ, получает право на обращение в арбитражный суд с иском о банкротстве предприятия-должника.
Средняя величина соотношения текущих обязательств предприятий и их среднемесячной выручки за 1998 год составляла (согласно мониторингу) около 9 месяцев, за 1999 год - 7,4 месяца, а по итогам 1 полугодия 2000 года - 6,5 месяцев. Несмотря на положительную тенденцию, рассматриваемый показатель превышает установленное значение более чем в два раза. Кроме того, данные мониторинга свидетельствуют о том, что только четвертая часть организаций может в течение срока, меньшего, чем 3 месяца, рассчитаться по своим обязательствам за счет своей выручки. Следовательно, 75% российских предприятий являются потенциальными объектами применения процедур банкротства.[19 ].
Все вышесказанное свидетельствует как о необходимости решения основной задачи финансового оздоровления предприятий, так и относительно более простой, но тоже очень важной задачи экспертизы финансового состояния предприятий и определения их платежеспособности. Последнее особенно важно в связи с тем, что в свете особенностей отечественной экономики далеко не все подходы, разработанные в мировой практике, применимы к российским предприятиям. Кроме того, признаки неудовлетворительной структуры баланса, установленные постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 и раньше широко использовавшиеся для экспертизы финансового состояния предприятий, в настоящее время следует признать недостаточными для определения платежеспособности предприятий.