Ошибки статистического наблюдения. Методы контроля данных наблюдения.
Логический контроль основан и на сравнении с данными прошлого периода. Например, достоверность данных о выпуске продукции по видам может быть проведена сравнением с данными прошлого периода для того же предприятия. Кроме того, логический контроль опирается на представления о пределах возможных значений признака: минимуме и максимуме.
Величина оборачиваемости дебиторской задолженности выражается в разах. Маловероятно, чтобы этот показатель был меньше 5 или больше 12. При проверке срока погашения дебиторской задолженности мы можем использовать и нормативное значение этой величины. Если реальный срок погашения намного отличается от нормативного в ту или иную сторону, необходимо поставить под сомнение резко отличающиеся данные и сделать запрос на предприятие.
Обычно для проверки поступающего материала наблюдения составляется схема контроля, в которую все увязки м/у вопросами программы наблюдения: как арифметические, так и логические.
Никогда не следует произвольно вносить исправления в формуляр. Необходимо либо самому провести повторное наблюдение, либо обратиться к лицам, отвечающим за представленную информацию.
Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль и если потребовалось, в них внесены исправления. Проверкой собранных данных завершается начальный этап статисследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Федеральная программа “Реформирования статистики в 1997-2000 годах” рассматривает реформирование системы статистического наблюдения как одно из основных программных направлений. Ставится задача: “ .перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которыми крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом.
Статистическое наблюдение обеспечивает получение необходимых данных о количественных значениях тех или иных показателей и, естественно, должны изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.
Во первых, как это предусматривается в федеральной программе реформирования статистики, необходимо создание системы регистров, субрегистров и банков данных, позволяющих накапливать, актуализировать и соответствующим образом трансформировать базовую информацию, необходимую для применения методически сложных методов наблюдения. К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, Единый государственный регистр предприятий и организаций продолжает оставаться малопригодным для этих целей.
Во вторых нужно решать проблему качества первичной статистической информации. Влияние ошибок на конечный результат наблюдения неизмеримо возрастает, поэтому на выверку первичных данных затрачиваются большие средства. Несмотря на всю психологическую сложность, необходимо рассмотреть вопрос о сопровождении публикаций статистических данных, ссылками на их точность. Должно прийти понимание: без ссылок на точность - нет статистических данных.
Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения: прежде всего формирование на базе системы статистических показателей социально-экономического развития перечня важнейших мероприятий за ходом и выполнением реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления, методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей, единовременных, выборочных и монографических обследований.