Учёт восстановления основных средств и способы его финансирования
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в организации, а второй передаётся подрядчикам. Одновременно инвентарной карточке объекта, по которому закончен ремонт, делается отметка с указанием даты, номера акта и суммы.
Перед составлением годового отчёта производится инвентаризация обоснованности сумм по счёту 96 «Резервы предстоящих расходов»: субсчёт «Ремонтный фонд».
В том случае, если сумма ремонтного фонда по окончании ремонта не использована полностью, она снимается («сторнируется») с текущих издержек. В обратном случае производится её доначисление. Однако если сумма разницы между фактическими затратами и суммами, списанными на уменьшение ремонтного фонда, значительна, то целесообразно предварительно включить её в состав расходов будущих периодов:
Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов»
Кредит счёта 23 «Вспомогательное производство»
Или 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
В дальнейшем по мере накопления ремонтного фонда указанные суммы подлежат списанию:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Ремонтный фонд»
Кредит счёта 97 «Расходы будущих периодов»
Если ремонтный фонд не создаётся, то фактические расходы отражаются на счетах учёта затрат в зависимости от места эксплуатации ремонтируемого объекта и характера расходов на всю сумму расходов, утвёрждённых актом об окончании таких работ:
Дебет счетов 20 «Основное производство»
23 «Вспомогательное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «По акцептованным платёжным документам»
На сумму НДС по выполненным работам:
Дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Если заказчик ранее перечислял подрядной организации аванс под предстоящий объём работ, то после их окончания сумма аванса направляется в уменьшения задолженности по выполненным работам:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «Расчёты по авансам выданным»
Соответственно с указанной суммы аванса к зачёту подлежит сумма НДС:
Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом»
Кредит счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям»
Оставшаяся сумма обязательств погашается с расчётного счета заказчика:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Субсчёт «По акцептованным платёжным документам»
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт»
После чего принимается к зачёту оставшаяся сумма НДС записью, аналогичной приведённой выше.
Возможен и четвёртый вариант – создание резерва на проведение ремонта. В организации его учёта есть много общего с созданием и использованием ремонтного фонда, но есть и определённые различия:
Ø Суммы резерва создаются только на отчётный год в пределах утверждённой сметы на проведение отдельных видов ремонта основных средств;
Ø Суммы резерва, не использованные до конца года, заключительными проводками декабря направляются на увеличение налогооблагаемой прибыли:
Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»
Субсчёт «Резерв на проведение ремонта»
Кредит счёта 99 «Прибыль и Убытки»
При недостаточности средств начисленного в течении года резерва исходя из смежной стоимости ремонта для фактически выполненного объема ремонтных работ в конце года на сумму разницы производится доначисление резерва: