Особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий.
По общему правилу действие отсрочки (рассрочки) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа.
Однако в двух случаях прекращение действия отсрочки (рассрочки) возможно и до истечения срока ее действия:
в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки).
При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно (ст. 68 НК РФ).
Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года с единовременным или поэтапным погашением задолженности (п. 1 ст. 65 НК РФ).
Налоговый кредит, как и отсрочка (рассрочка), предоставляется по одному или нескольким налогам. Перечень оснований, по которым может быть предоставлен налоговый кредит, по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога является более узким.
Налоговый кредит предоставляется только в трех случаях:
- если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;
- если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 65 НК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (они перечислены в п. 1 ст. 62 НК РФ).
Порядок начисления процентов на сумму задолженности зависит от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит.
Как следует из п. 5 ст. 65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица.
Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей на период договора о налоговом кредите.
Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) является то, что налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии залогового обеспечения либо поручительства.
Договор о налоговом кредите должен предусматривать следующие существенные условия: сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога либо поручительства, ответственность сторон (п. 6 ст. 65 НК РФ).
Действие налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего договора. В то же время в установленных законом случаях договор о налоговом кредите может прекратить свое действие и до истечения срока, на который он был заключен.
В соответствии с пунктами 2 и 7 ст. 68 НК РФ действие договора о налоговом кредите прекращается досрочно в следующих случаях: досрочной уплаты налогоплательщиком суммы налогового кредита и соответствующих процентов до истечения установленного договором срока; по соглашению сторон или по решению суда.
Следует отметить, что в аналогичном порядке прекращает действовать и инвестиционный налоговый кредит.
В целом же, анализируя положения Налогового кодекса РФ о формах изменения срока уплаты налога (сбора), можно сделать вывод, что налоговый кредит имеет много общего с отсрочкой и рассрочкой. Но сложная процедура получения налогового кредита, необходимость его обеспечения, а также повышенный размер процентов по сравнению с отсрочкой (рассрочкой) делают его, по нашему мнению, той формой изменения срока уплаты налога (сбора), которая на практике большого распространения не получит.
Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора), при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).