Учет, сохранность и расходование основных средств и товарно-материальных ценностей
Проверяя сохранность основных средств и материальных ценностей, необходимо убедиться в том, что фактическое наличие основных средств и материальных ценностей полностью соответствуют данным учета, С этой целью ревизор должен произвести следующее:
1. установить полноту, правильность и своевременность проводимых инвентаризаций, правильность регулирования инвентаризационных разниц и качество постановки материального учета;
2. проинвентаризировать основные средства и материальные ценности (инвентаризация может быть сплошная или выборочная наиболее ценных или дефицитных материалов) и произвести сличение с данными бухгалтерского учета;
3. проверить состояние учета материальных ценностей и основных средств в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Минфином России, и Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (как в бухгалтерии, так и у материально ответственных лиц);
4. установить, нет ли случаев незаконного списания недостач, реализации имущества с нарушением нормативных актов, переданы ли материалы о недостачах следственным органам и предъявлен ли иск к виновным;
5. соответствие складских помещений требованиям сохранности ценностей, обеспеченность складов надлежащими запорами, сигнализацией, освещением, сторожевой охраной;
6. наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами, оформленных в установленном порядке;
7. соблюдение в организации порядка выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска материалов по доверенностям;
8. полнота оприходования поступающих материальных ценностей (особенно приобретенных подотчетными лицами), для чего необходимо сопоставить наименование, количество и сумму оприходованных ценностей с аналогичными данными сопроводительных документов поставщиков (авизо, счетов, накладных, товарных чеков, приложенных к авансовым отчетам, актов закупа товарно-материальных ценностей, накладных на внутреннее перемещение материалов и готовой продукции);
- организация учета горюче-смазочных материалов, порядок их выдачи и списания. Применение норм ГСМ. Причины и размер перерасходов;
- правильность и своевременность представления в бухгалтерию материальных отчетов;
- качество складского учета. Соблюдение порядка сверки данных складского учета с бухгалтерскими данными;
- проводились ли в организации в установленные сроки, а также внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Качество их проведения; соблюдались ли сроки их проведения; правильно ли оформлены инвентаризационные описи и сличительные ведомости, какие были приняты решения по выявленным инвентаризацией фактам недостач и излишков.