Кодекс профессиональной этики аудиторов
Важным требованием профессиональной этики является высокое качество услуг, предоставляемых аудиторами.
Компетентность и честность в работе – этические нормы поведения аудитора. Если он понимает, что не компетентен в тех или иных вопросах, то обязан честно заявить об этом заказчику, пригласить для участия в работе более компетентного специалиста либо отказаться от выполнения заказа. Сомнение в правильности принятых решений необходимо обсуждать с другими специалистами, работающими в аудиторской фирме.
Дело чести каждого аудитора и консультанта – поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство. Выданный государственными органами аттестат призван подтверждать профессиональную пригодность аудитора, свидетельствовать о необходимом для работы уровне специальных знаний. Но руководители аудиторских фирм нередко встречают аттестованных аудиторов, не имеющих достаточной профессиональной подготовки, зачастую не способных работать даже ассистентами аудиторов.
Почему так происходит? Прежде всего, потому, что сдать экзамены на аттестат аудитора большого труда не составляет. Аттестация аудиторов стала весьма выгодным коммерческим мероприятием. Непомерная плата за право быть допущенным к экзамену по замыслу тех, кто ее предлагал и отстаивал, должна бы способствовать отбору хорошо подготовленных претендентов, уверенных в своих знаниях и профессиональной пригодности к аудиторской деятельности. К тому же среди экзаменаторов не многие являются работающими аудиторами, морально готовыми отстаивать высокий профессионализм своих товарищей по цеху.
Рядом с аттестационными центрами в тех же учебных заведениях организовались краткосрочные курсы, готовящие, а вернее "натаскивающие", за две-три недели соискателей аудиторских аттестатов по программе аттестационных экзаменов. В лучшем случае курс "обучения" длится два-три месяца, без серьезной практической подготовки, самостоятельной работы слушателей с учебными и практическими материалами. Нужно разделить центры обучения и центры приема экзаменов. Сделать это следует как можно скорее, чтобы поднять качество и обучения, и проведения экзаменов.
В Германии насчитывается 6 тысяч дипломированных аудиторов. Представляется, что нам нужно 18-20 тысяч аттестованных аудиторов. Но уже сегодня число получивших аттестаты приблизилось к этим цифрам. Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счет снижения качества.
Аттестация аудиторов – дело самих аудиторов. Она должна быть в центре внимания Аудиторской палаты России. Нужно пересмотреть содержание и форму аттестации, прислушаться к тем, кто предлагает, кроме письменного экзамена, проводить и устный. На письменном экзамене вместо кратких ответов на несложные вопросы претенденты должны составлять заключения, справки для руководства, иные реальные для аудиторской деятельности документы по материалам, предложенным экзаменационными комиссиями. Пусть ЦАЛАКи, как органы государства, утверждают результаты экзаменов, выдают аттестаты, а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палаты России. В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и тесты по этике, оценивать моральные качества претендентов, их готовность к восприятию и соблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и о снижении платы за аттестацию.
Статья 7. Конфиденциальная информация клиентов п.7.1. «Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны».
В современной экономической ситуации, сложившейся в России, важным вопросом профессиональной этики являются налоговые отношения с государственной казной. Дело профессиональной чести аудиторов и сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и государственных органов – неукоснительное соблюдение налогового законодательства во всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать законодательство о налогообложении в своих интересах либо в интересах других лиц».
«При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента». Иначе и быть не может. Кто захочет пользоваться услугами специалистов, изначально выступающих в интересах третьей стороны. Кодекс обязывает аудитора «соблюдать налоговое законодательство и ни в коем случае не способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы».