Сущность налогов
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода организации в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения организации с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органами местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. В связи с этим налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой функции формируется бюджетный фонд; реализуя вторую - государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.
Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.
Виды налогов
В нашей стране фирмы должны платить различные налоги. Все они делятся на федеральные, региональные и местные. Кроме этого Налоговым кодексом РФ. установлены специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги
Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на доходы физических лиц;
акцизы;
таможенные пошлины;
налог на операции с ценными бумагами;
платежи за пользование природными ресурсами;
плата за пользование водными объектами;
налог на добычу полезных ископаемых;
лесной налог;
государственная пошлина;
сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
федеральные лицензионные сборы (например, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции).
Кроме того, существует три вида обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды:
взносы на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (3,6 процента, из них 0,2 процента в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а 3,4 процента в территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
взносы на обязательное пенсионное страхование (28 процента);
фонд социального страхования РФ. (4 процента).
Региональные налоги
Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги.
Причем региональные власти имеют право вводить только те налоги, которые разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов:
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
сбор на нужды образовательных учреждений.
Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Региональные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.
Местные налоги
Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные, местные власти могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями.
Вот перечень местных налогов:
налог на рекламу;
земельный налог;
целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и т.п.;
сбор за право торговли;
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;