Оценка качества продукции и конкурентоспособности. Анализ ценовой политики предприятия.
Качество продукции – это понятие, которое характеризует эксплуатационные, потребительские, технические свойства продукции, надежность и долговечность изделия.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от вида и назначения:
- уд.вес новой продукции в общем выпуске
- уд.вес продукции высшей категории качества в общем выпуске
- уд.вес экспортной продукции
- уд.вес аттестованной продукции
Частные показатели характеризуют одно из свойств конкретных видов продукции: полезность (жирность молока); надежность (уровень безотказности изделия); цикличность (эффективность конструктивных и технологических решений); эстетичность изделия.
Косвенные: штрафы за некачественную продукцию; уд.вес забракованной продукции, уд.вес продукции, на которую поступили рекламации.
Для оценки выполнения плана по качеству могут быть использованы сравнения доли продукции каждого сорта в общем выпуске фактической с плановой. Бальный метод – определяется средневзвешенный бал качества фактического с плановым. К показателям качества также относят: 1. доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, 2. коэффициент сортности: а) отношение продукции первого сорта к общему количеству продукции; б) отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости по цене первого сорта.
Выполнение плана по качеству
Сорт продукции |
Цена за единицу |
Выпуск продукции |
Структура продукции |
Стоимость выпуска | |||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
По цене 1 сорта | |||
план |
факт | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Коэффициент сортности: план = итог 7 : итог 9; факт = итог 8 : итог 10.
Выполнение плана: факт: план.
Изменение ТП за счет качества: DТП = (Ц1 – Ц0)*К
Ц – цена до и после; К – количество продукции, измененного качества
Изменение объема реализованной продукции:
DРП = (Ц1 – Ц0)*Ор; Ор – объем реализации улучшенного качества.
Прирост прибыли: DП = (Ц1 – Ц0)*О – (С1-С0)*О; С – себестоимость. Изменение средней цены под влиянием качества:
DЦкач = åУi *(Цiф – Цiп) / 100
Изменение стоимости фактического выпуска с изменением сортности = изменение средней цены * фактический выпуск.
Ритмичность – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Прямые показатели: коэффициент ритмичности, вариации, аритмичности; уд.вес продукции за каждую декаду к месячному выпуску, уд.вес продукции за каждый месяц к кварталу, уд.вес. за квартал к годовому выпуску.
Косвенные показатели: наличие доплат за сверхурочные работы, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции; наличие сверхнормативных запасов НЗП и готовой продукции на складах.
С качеством продукции связана ее конкурентоспос-ть (КС). Под КС понимают хар-ку прод-и кот-ая показ-т ее отличие от товара конкурента, как по степени соответ-я конкретной обществ-й потреб-ти, так и по з-там на ее удовлетв-е.
Оценка КС прод-и основывается на А. поребн-ти покупателей и требований рынка.
Задачи А.: 1 расчет показателей хар-х КС прод-и, 2 изучение факторов опред-х уровень КС прод-и, 3 разработка мер по повышению КС.
Для оценки КС примен-ся единичные или частные и обобщающие пок-ли. Частные пок-ли отражают отношение к-л технич-го или эконом-го параметра к вел-не этого параметра продукции-конкурента выраженная в %.
П
Q = ————
П1
Q – частный пок-ль КС прод-и,
П – уровень параметра исслед-го изделия,
П1 – Уровень параметра изделия принятого за образец (за образец принимается продукт кот-й удовл-т потреб-ть покуп-ля max-но).
Обобщающим пок-м явл-ся отношение группового пок-ля по технич-м параметрам к групповому пок-лю по экон-м параметрам.