Некоторые аспекты концепции амортизационной политики
Несмотря на протесты субъектов хозяйственной деятельности, и в особенности той их части, которая вырабатывает продукцию, и аморальность так называемой «мобилизации средств для развития приоритетных областей экономики», изъятие сумм компенсации части авансированного капитала в производство путем экспроприации различий между понижающими коэффициентами или определенного процента начисленной амортизации или же применение понижающего коэффициента (в дальнейшем «амортизационный налог»), в будущему может продолжиться. Подтверждением этого служит хотя бы тот факт, который среди направлений активизации инвестиционных процессов власть выделяет необходимость «централизации части амортизационных отчислений на 2000 год с целью решения структурных проблем экономики, в первую очередь, в энергетике и АПК».
Известно, что структура ОФ каждого предприятия, области или региона имеет свои особенности, которые сложились исторически и обусловлены видом и ассортиментом продукции, которую выпускает то или другое предприятие, та или другая область, тот или другой регион. То есть и стоимость ОФ и их состав может отличаться. Различаются и суммы амортизации, от которой рассчитываются указанные высшее изъятие. Верней, те части сумм амортизации ОФ, которая начислена на промышленно-производственные основные фонды (ППОФ), поскольку законодатель ввел в прибавление к такой категории, как «амортизация», еще одну категорию (внимание: «новизна» в экономической теории!) — «снос в сумме амортизации за нормами для соответствующей группы основных средств», которое касается непроизводственных основных фондов (НОФ) и тех фондов, которые находятся в собственности бюджетных организаций, где « .амортизационные начисления не проводятся, а начисляется снос».
Значит, изъятие части амортизационных начислений касается лишь тех предприятий, которые имеют ППОФ и на которые начисляется не «снос», а «амортизация» — то есть тех, что вырабатывают продукцию. Значит если собственник капитала авансировал свой капитал, например, в еще один станок и имеет целью наращения производства продукции, то за это он должен платить в бюджет такую себе «новизну», как «амортизационный налог». Если же собственник капитала построил баню под видом рекреационного центра и еще и нанял персонал без комплексов, то здесь никакого «амортизационного налога» нет.
В соответствии с данными Госкомстата, в структуре ОФ по Украине в 1998 году производственные фонды составляли 58,9%, а непроизводственные — 41,1%. В регионах состав ППОФ различается от 45,1 % в Черновицкой области до 68,4% в Днепропетровской. Кроме того, удельный вес ОФ любого из регионов также имеет разные размеры: от 1,5% (Черновицкая обл.) до 13,0% (Донецка обл.) общей их количества в Украине (табл. 1).
Таблица 1 - Удельный вес ОФ отдельных регионов в общей их стоимости в Украине
Регион |
Всего, % |
В том числе, % | |
производственные |
непроизводственные | ||
Донецкая обл. Днепропетровская обл. Харьковская обл. Тернопольская обл. Волынская обл. Черниговская обл. |
11,7 9,9 6,7 1,7 1,5 1,5 |
13,0 11,2 5,9 1,8 1,6 1,1 |
9,7 7,9 8,0 1,5 1,5 2,1 |
Поскольку суммы начисленной амортизации уменьшают прибыль к налогообложению, а налог на прибыль поступает в местные бюджеты, то при изъятии определенного процента начисленной амортизации значит, что чем больше стоимость ППОФ имеет регион (область), тем больше изымается средств для перераспределения через государственный бюджет и тем меньшее поступает средств в местный бюджет. А это создает дополнительное социальное напряжение в регионах. Поэтому влияние решения об изъятии части амортизационных начислений к госбюджету в разрезе регионов надо рассматривать не только в сфере экономической, но и политической и социальной.
В 1999 году после отличия 10% «амортизационного налога» внедрен понижающий коэффициент 0,8. При применении понижающих коэффициентов происходит то же изъятие средств предприятий, областей и регионов, но не прямое, а опосредствованное — через увеличение прибыли, которая подлежит налогообложению, и самой суммы налога. Применение понижающего коэффициента 0,8 к суммам начисленной амортизации увеличивает прибыль, которая подлежит налогообложению, на 20% суммы начисленной амортизации. На первый взгляд складывается впечатление, что местный бюджет выиграет от увеличения прибыли, которая облагается налогами. Действительно, прибыльные предприятия при применение понижающего коэффициента платят большие суммы налога на прибыль. Тем не менее интересная ситуация получается с предприятиями, в которых нет ни прибылей, ни убытков. Уменьшение суммы начисленной амортизации делает их прибыльными.