Аудит финансовых результатов деятельности предприятия
При проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 15, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:
- аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
- аудит налогооблагаемой прибыли;
- аудит чистой прибыли.
Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли [39, с. 237].
Можно выделить 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:
- искажение прибыли вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков незавершенного производства и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач товарно-материально ценностей и расходов с дебиторами по претензиям;
- включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
- искажение финансового результата за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
- сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.
Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:
- приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;
- формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;
- Главная книга;
- Журналы-ордера №№ 1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год [14, с. 318].
Второй этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Все операции, связанные с учетом затрат на производство или издержками обращения, расчетами и т. д., должны быть подтверждены первичными документами.
Изучая все основные реквизиты первичных документов, аудитор призван убедиться в достоверности этих документов и оправданности (законности) проведенных хозяйственных операций. Здесь аудитору необходимо проверить соблюдение требований, предъявленных к порядку оформления документации, а также уметь выявлять недоброкачественные или недействительные документы, которые можно определить по признакам нарушений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Содержание и признаки нарушений при оформлении документов
№ п/п |
Содержание нарушений |
Признаки нарушения |
1. |
При оправдательном документе отсутствует распоряжение на осуществление операций. |
Отсутствие подписей руководителей, выписок из приказов, решений Совета директоров, учредителей (акционеров). |
2. |
При распорядительном документе нет оправдательного. |
Операция по каким-то причинам не совершилась. |
3. |
Документы составлены с нарушением установленной формы. |
Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме. |
4. |
В одном и том же документе не совпадают реквизиты. |
Документы составлены от имени одной организации, а печать (штампы) – другой. |
5. |
В документах полностью или частично отсутствуют письменные реквизиты. |
Отсутствие обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно. |
6. |
При документах отсутствуют приложения, на которые имеются ссылки. |
В документах указаны приложения, а в действительности их нет. |
7. |
Подписаны документы лицами, не имеющими на это права. |
Денежные документы подписывает кассир, накладные - завскладом и т.д. |
8. |
Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений. |
Следы подчисток, исправлений, дописок и т.д. |
9. |
Отсутствие на соответствующих документах штампа, печати. |
Доверенности, товарные чеки, квитанции и др. без печати или штампа. |