Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (Vрп); ее структуры (УД); себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц) [26, с. 373].
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом ценных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений от выручки (ВР) |
ВРп |
ВРпф |
ВРф |
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) |
ПСп |
ПСпф |
ПСф |
Прибыль от реализации продукции (П) |
Пп |
Ппф |
Пф |
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
∆П = Ппф – Пп.
Чтобы найти влияние только объема продаж (Vрп), необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции (Вп) в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении и результат разделить на 100.
Вп = (Vрп.ф - Vрп.п) * 100 – 100%,
где Vрп.ф – объем реализации в условно-натуральном измерении по факту;
Vрп.п – объем реализации в условно-натуральном измерении по плану.
∆П(Vрп) = Пп * Вп % : 100.
Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
∆Пуд = ∆П - ∆П(Vрп).
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
∆Пс = ПСпф – ПСф.