Пути повышения эффективности финансового контроля
В то же время недостаточное внимание к проведению государственного финансового контроля может усилить негативные тенденции при формировании и использовании денежных и материальных ресурсов, ослабить ответственность соответствующих должностных лиц и, как следствие, затруднит улучшение социально-экономической обстановки в стране, что недопустимо.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Стандартная система построения органов государственного
финансового контроля в большинстве развитых стран
Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. |
Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов |
Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений |
Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций |
Службы внутреннего контроля предприятий, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли |
Система правоохранительных органов |
Общественный контроль, опосредованный через средства массовой информации, политические партии и т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Субъекты государственного финансового
контроля в Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации |
Министерство финансов РФ |
Главное контрольное управление Президента РФ |
Контрольные управления руководителей субъектов Федерации |
Органы Федерального казначейства РФ |
Центральный банк Российской Федерации |
Министерство по налогам и сборам РФ |
Министерство внутренних дел |
Федеральная служба налоговой полиции |
Государственный таможенный комитет |
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью |
Министерства и ведомства в системе внутреннего контроля |
Аудиторские организации |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Положительные стороны осуществления функций финансового
контроля правоохранительными органами – подразделениями
в составе органов внутренних дел
Значительно более широкие, чем у иных контролирующих финансовых органов, полномочия |
Возможность реализации имеющихся материалов проверки сразу же, т.е. минуя долгие бюрократические процедуры согласований и направления материалов по подведомственности |
Возможность использования при проведении контрольных мероприятий негласных методов и средств, которые, как показывает опыт, зачастую носят если не доказательственную, то бесценную ориентирующую силу |
Возможность очень оперативно, в максимально сжатые сроки осуществлять мероприятия «фактического» блока, (т.е. проведение встречных проверок, опрос граждан, истребование документов и др.) до того, как проверяемый субъект, в условиях своего вполне понятного противодействия контролю, сможет уничтожить следы совершенных преступлений и правонарушений |
Возможность привлекать к выполнению контрольных мероприятий иные службы органов внутренних дел, могущих обеспечить быстрое и адекватное решение вопросов, зачастую возникающих при проведении проверки |
Установленную законом и реально сложившуюся на практике большую защищенность сотрудников органов внутренних дел |