Переоценка основных фондов ставит проблемы.
Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно прибыль, но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в бюджет. Подрываются возможности нормального хода индивидуального воспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия.
В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и организации при их продажи на аукционе и по конкурсу осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности.
Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее – величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях. Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества.
Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную.
Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение кредиторов при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. Вероятность применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности кредиторов.
Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и правового обеспечения.