Анализ влияния доходов от обычных видов деятельности на прибыль от реализации и прибыль от продаж
Из расчетов видно, что в отчетном году наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (81,34 %). В 2002 году можно наблюдать снижение уровня себестоимости. Доля себестоимость в выручки сократилась по сравнению с предыдущим годом на 6,9 %, а также мы наблюдаем, уменьшение доли коммерческих расходов на 0,18 %. Изменение данных показателей привело к увеличению доли прибыли 7,08 %, что является позитивным явлением для предприятия.
Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.
Влияние фактора “Выручка от реализации” определяется по формуле (3.1.):
[ (В1 – В0) – Вц] х Rр
Пр(в) + (3.1.)
100
где
Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «выручка»;
В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;
Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием фактора «цены»;
Rр – рентабельность продаж.
Показатель Вц находится по формуле (3.2.):
В1
Вц = В1- (3.2.)
Jц
где
Jц – индекс цен.
Используя данные предприятия, рассчитаем влияние на прибыль от реализации фактора “Выручка от реализации”.
Показатель Вц в отчетном году (в соответствии с расчетами предприятия) составил + 594.
Влияние фактора “Выручка” составило + 110 ([(3126 – 594) × + 4,36] : 100%).
Расчет влияния фактора “Себестоимость реализации” осуществляется по формуле (3.8.):
В1 х (УС1 – УС0)
Пр(с) = (3.3.)
100
где
УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.
В отчетном году влияние фактора “Себестоимость реализации” составило – 233 ([3381 × (-6,9)]: 100%).
Для расчета влияния факторов “Коммерческие расходы” используются формула, аналогичные предыдущей:
В1 х (УКР1 – УКР0)
Пр(кр) = (3.4.)
100
В 2000 году влияние фактора “Коммерческие расходы” составило – 6 [(3381 × (-0,18) : 100%].
Обобщим расчет влияния указанных факторов на величину прибыли от реализации в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции
Показатели - факторы |
Сумма, руб. |
А |
1 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
+ 110 |
Себестоимость реализации продукции (работ, услуг) |
– 233 |
Коммерческие расходы |
– 6 |
Влияние на прибыль от реализации |
+ 129 |
Вывод: Из таблицы 3.5. видно, что наибольшее (положительное) влияние на прибыль от реализации продукции оказало увеличение выручки от продажи продукции (товаров) на 3126 тыс. руб. (сила влияния этого фактора составила + 110). Также значительное влияние на прибыль от реализации продукции оказал рост себестоимости на 2525 тыс. руб. (сумма влияния этого фактора – 233). Но этот фактор отрицательно влияет на прибыль, т.к. увеличиваются затраты на продукцию. Однако в данном случае увеличение себестоимости связано с возросшим объемом продаж продукции (товаров). Незначительное влияние оказал рост коммерческих расходов на 472 тыс. руб. (сила влияния фактора составила – 6).
Таким образом, в отчетном году наибольшее влияние на изменение величины прибыли от продаж оказали изменения величины выручки от продажи товаров, продукции.