Аудит и ревизия полноты оприходования МБП. Проверка правильности их учета и оценки
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных МБП является предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными контролерами, вышестоящими организациями.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования МБП путем проверки товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и инвентаризацией их в натуре.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования. Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Основными источниками аудита являются первичные документы по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, требования-накладные, копии чеков), книги (карточки) складского учета, отчетность материально
ответственных лиц, регистры бухгалтерского учета (журнал-ордер №10), ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары, отчет движения продуктов и материалов, производственные отчеты, машинограммы, бухгалтерская и аналитическая отчетность, служебные записки материально ответственных и должностных лиц.[8, c.302]
В процессе аудита необходимо проверить, не приобретались ли предметы, не нужные для эксплуатации на предприятии. Для этих целей изучаются расчеты потребности в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, расчеты по определению запасов малоценных и быстроизнашивающихся предметов. При этом устанавливают, составлены ли расчеты определения потребности в малоценных и быстроизнашивающихся предметах в соответствии с действующими нормами расхода, запасов, списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Объектом исследования являются оперативная и служебная информации. В оперативном учете (обычно в журнале учета поступивших грузов) приводятся данные по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки и малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Прежде всего изучается, как осуществляется такой учет на проверяемом предприятии: указываются ли по каждому поставщику в отдельности ассортимент и сроки поставки по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивших ассортимент малоценных и быстроизнашивающихся предметов с указанием даты поступления. Важно выяснить достоверность приведенной информации в оперативном учете, для чего содержащуюся информацию в оперативном учете сопоставляют с данными, отраженными в бухгалтерском учете. Наличие достоверной информации о выполнении договорных обязательств позволяет выявить поставщиков, нарушавших условия договора.[2, 316]
При проверке полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяют соответствие данных
первичных документов на оприходование данным аналитического учета, синтетического учета.
Аудиторы производят взаимный контроль первичных документов (товарно-транспортных накладных, актов на оприходование малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.). Данные первичных документов сопоставляются с отчетами движения продуктов и материалов, производственными отчетами; данные аналитического учета сопоставляются с журналом-ордером 10. Данные журнала-ордера 10 сопоставляются с Главной книгой, балансом предприятия. В случае расхождений в учете устанавливаются их причины, которые могут быть результатом небрежного отношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а в ряде случаев такие расхождения являются результатом неполного оприходования ценностей. Одновременно с проверкой полноты оприходования малоценных и быстроизнашивающихся предметов изучают правильность их оценки. Правильная оценка малоценных и быстроизнашивающихся предметов зависит от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому при проверке устанавливают, ведется ли учет на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" в разрезе субсчетов и по каждому наименованию малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Если учет ценностей осуществляется по учетным ценам, дополнительно проверяют: правильно ли подсчитано отклонение в стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов и произведено ли списание со счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" в дебет счета 12 по учетной стоимости и дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материалов" на разницу между фактической себестоимостью и учетной стоимостью.