Методика проведения инвентаризации МБП и проверки правильности отражения ее результатов в учете
Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.
Основными задачами инвентаризации МБП являются:
установление фактического наличия МБП;
контроль за сохранностью МБП путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.
При проверке также изучаются следующие вопросы:
- проводилась ли инвентаризация МБП;
- правильно ли отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации.
Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер предприятия.
Инвентаризации МБП на предприятии необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах контрольно-инвентаризационной работы и утвержденные руководителем.[14, c.36]
Инвентаризации, независимо от плановых проверок, проводят в обязательном порядке перед составлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года; при передаче имущества предприятия в аренду и продаже; при преобразовании предприятия; при смене
материально ответственного лица; при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей; в случае пожара или стихийных бедствий.
В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. В их число входят приказы или распоряжения о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии, материальные отчеты, инвентаризационные описи (Приложение 3) или акты инвентаризации ценностей, сличительные ведомости, письменные объяснения материально ответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколы, приказы и прочие документы по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.
Результаты инвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не допускается. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеров малоценных и быстроизнашивающихся предметов и общий итог количества всех ценностей записанных на данной странице. Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количество порядковых номеров МБП и общий итог количества ценностей на последней странице и по всей описи в целом.
На каждой инвентаризационной описи материально ответственное лицо дает расписку следующего содержания: "Все ценности в настоящей инвентаризационной описи с № по № комиссией проверены в натуре и в
моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Малоценные предметы, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении" (подпись, дата)». В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются в отдельной описи под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", аналогичная опись составляется при отпуске МБП (когда, от кого поступили, дата и номер приходного документа, наименование, цена, количество, сумма).