История возникновения аудита.
Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н.э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т.е. по сути, выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом.
Исторический путь аудита — как науки, сложен и извилист. Аудиторский процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само производство, благосостояние людей подчинены каким-то могущественным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы. Такой наукой должен стать — аудит. История развития и становления аудита уходит в древние и средние века. Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение аудита со становлением бухгалтерского учета, с балансоведением. В блестящих очерках по истории бухгалтерского учета Я. В. Соколов пишет, что «бухгалтеру необходимо всегда помнить, что описания (интерпретации) фактов хозяйственной жизни могут быть разнообразными. Для этого используются средства анализа и синтеза. Анализ раскрывает структуру теории, представляет знание, синтез, показывает функции, которые выполняет теория, позволяет понять ее. Применительно к фактам хозяйственной жизни анализ рассматривает их изнутри, синтез — извне». И здесь анализ как элемент аудита, представляет необходимость, общественную полезность, независимую проверку организационного свойства и черты такой важной науки, как бухгалтерский учет.
Всем известно, что ведение бухгалтерского учета, требует солидных профессиональных знаний. В них не всегда, точнее далеко не всегда, объективно, достоверно и рационально отражает реальные хозяйственно-финансовые процессы. А это порождает необходимость создания контрольных органов, своеобразных и самостоятельных структур, осуществляющих как бы «надзор», последующий контроль за правильностью ведения самого бухгалтерского учета, за правильностью составления баланса и отчета о финансовых результатах, а главное для глубокого анализа этих результатов (размера прибыли и факторов, ее повышающих, и особенно, убытков и факторов, их порождающих). Эти контрольные функции выполняются специальной аудиторской службой.
Значительные особенности в организации учета в т. ч. аудита, имеет место в Китае. Современные авторы считают, что история учета в этой стране насчитывает 3000 лет. К XII - XIII вв. н.э. здесь сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. В специальных литературах период его возникновения определяется по-разному. Так, в журнале «Контроллинг» № 1, 1991 г. Угольников К. Л. в статье «История аудита» приводит следующие сведения: «Согласно историческим записям, Китай, возможно — первая страна в мире, создавшая аудиторскую систему. Древние китайские записи указывают, что уже в 700 году до н.э. там существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлась гарантия честности правительственных обязанностей, имеющих право пользования государственными деньгами и имуществом. Впоследствии обязанности, права и формы правительственных аудиторских органов менялись от одной династии к другой». Государственная система учета династии Чжоу (1122— 256 гг. до н.э.) в Китае включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных департаментов.
В Афинах V века до н.э. народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий. В частном секторе хозяева имущества сами проводили аудит своих счетов. Древний мир сохранил нам еще одну любопытную деталь — особенности публично-правовой отчетности. В Риме учет государственных, и в частности армейских, финансов был сосредоточен в руках инвесторов, которые контролировали все операции, связанные с выплатой денег. Выплата производилась только по представлению первичных документов, служивших единственным основанием для составления записей. Была создана специальная налоговая полиция. В Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената, а государственный бюджет проверялся штатом аудиторов под наблюдением казначея. Римляне практиковали разделение обязанностей, делая различие между должностными лицами, которые несли ответственность за налоги и расходы, и теми, кто имел дело с выручкой и платежами, и, подобно грекам, разработали сложную систему проверок и взаимопроверок.