Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике.
С полным основанием можно сказать, что детищем командно-административной системы управления являлась практика существовавшего ранее хозяйственного расчета, ориентированная на монопольную форму собственности, централизация управления, как следствие отсутствие рынка в его изначальном понимании, по существу, которые в определенной степени служили интересам того общества. Практика хозяйственного расчета не охватывала основного этапа — получения прибыли и ее стимулирования и поэтому не обеспечивала реализации провозглашенных теорией принципов хозяйственного расчета. Следует признать, что многие его теоретические положения были излишне заидеологизированы и схоластичны, а практические результаты внедрения форм и моделей весьма неутешительны. По сути, это были не формы и модели хозяйственного расчета как такового, а лишь алгоритмы распределения и перераспределения прибыли.
Рыночные отношения, перестройка хозяйственного механизма и его ориентация потребовали пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в конкретных случаях наполнения их совершенно иным содержанием в практической деятельности.
Процессом децентрализации систем управления хозяйствующими субъектами, перенесения центра тяжести на микроуровне, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноценных форм собственности и составляют объективные условия формирования элементов рыночной экономики.
В рыночных условиях возникает настоятельная необходимость приведения в соответствие всех элементов формирующейся экономической системы управления с адекватными ей методами хозяйствования, важнейшим из которых выступает предпринимательский расчет.
Когда требование соизмерения размеров вложенных средств с финансовым результатом их вложения превращается в главенствующее, внедрение этой новой экономической категории диалектически обусловлено и практически оправдано, так как она в целом отражает суть происходящих изменений в республиканской экономике.
Такое понимание вопроса вовсе не означает полного отказа от накопленного теоретического потенциала и практического опыта использования такого метода, как хозяйственный расчет. Сфера использования рационального начала хозяйственного расчета ограничена макроуровнем, необходимостью государственного регулирования в целях обеспечения сочетания экономических интересов субъектов в различных формах собственности.
Особенность аудита как предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений требует существенного изменения его задач и функций, что влечет за собой изучение и внедрение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требование как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, не традиционные для существующей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить двойственный характер применяемых в маркетинге методов и приемов аудита. Основными задачами аудита, как элемента рыночной экономики, является документальная проверка, где устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истинному содержанию хозяйственных операций, существующим законам и юридическим подзаконным нормативам. Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налогообложением, сокрытие и приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др. злоупотребления.
Преобразование форм собственности в первую очередь, приватизация предприятий, должны были предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому продать магазин или предприятия, но и экономических, направленных на создание отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, аудита и планирования. При этом надо учитывать, что особенностью предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях формирующегося рынка, а надо полагать и в дальнейшем — и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью — будет универсализация видов деятельности, а следовательно, и объективность экономического управления. Это, несомненно, должно найти свое отражение, как в структуре маркетинговых служб, так и в составе функциональных задач всей предпринимательской деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном обеспечении.