Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике
Чтобы определить перспективы развития аудиторской деятельности на рынке Кыргызской Республики необходимо изучить ряд данных и показателей и провести соответствующий анализ по данной отрасли. Данный анализ был уже проведен в предыдущем вопросе.
Принимая во внимание период современного этапа развития отрасли аудиторских услуг в Кыргызской Республике и сравнивая с аудитом в западных странах можно предположить, что в скором будущем развитие аудита шагнет на совершенно новый этап развития. Так в перспективе можно ожидать появление совершенно новых технологий, процессов и явлений, приемлемых мировому аудиту, таких как страхование аудита, аудита таможенного, а также мировое признание аудиторов–специалистов и аудиторских фирм Кыргызской Республики.
Современное и эффективное развитие аудиторства должно предполагать страхование, как и любая другая отрасль, поставляющая услуги обществу, то есть где находят соприкосновение несколько векторов интересов.
Что же касается страхования в КР, то можно сказать, что это явление еще не появится примерно лет пять. Во-первых, это можно объяснить, слабой развитостью законодательной базы и соответствующей помощи и поддержки со стороны государства для развития и решения этого вопроса, а также несостоятельность фирм-заказчиков оплачивать стоимость страховки. В-третьих, это отсутствие необходимости в страховании аудита, как процесса в силу того, что аудиторы ограничивают свою ответственность только в отношении выражения мнения. Другая грань, связанная с предыдущей – это отсутствие спроса, а соответственно и предложения со стороны аудиторских фирм качественного финансового менеджмента и планирования, где необходимо страхование само по себе. Другой фактор отсутствия страхования на рынке аудиторских услуг – отсутствие прецедента в этой сфере.
Но с другой стороны отсутствие института страхования аудита можно еще объяснить и практическим отсутствием некачественного аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности включает в себя, в том числе, проверку знаний претендентов. Конечно, проверка знаний периодически усложняется – и такова политика государства.
Пока не известен ни один факт судебной ответственности аудитора за некачественное выполнение аудита. Таким образом, государство, на мой взгляд, интенсивно занимается профилактической работой, чтобы не допустить возможных правонарушений.
Перспективное развитие аудиторской отрасли, по-моему, может предполагать признание и понимании необходимости аудиторской деятельности со стороны общества, как заказчиков, так и государства.
Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным средством их создания. Следует отметить, что все действующие аудиторские фирмы и аудиторы независимо от вида категории занимаются консалтинговыми услугами. Большая доля их работы сводится к составлению бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
Проводимые реформы позволили Кыргызстану привлечь к себе внимание различных политических и экономических организаций, в том числе и потенциальных инвесторов. Для экономического признания во всем мире необходима прозрачность и открытость финансовой информации. Это, прежде всего, применение единых подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Профессия бухгалтера переживает в настоящее время радикальные преобразования на качественном уровне и все более насущной становится потребность в новом квалификационном специалисте – профессиональном аудиторе. В связи с этим необходимо создание института независимых аудиторов в Кыргызстане, которые пользовались бы доверием и получили бы признание во всем мире, и, в первую очередь, в самой республике. Основная задача государства – оказание содействия в развитии аудита, принятие Международных стандартов аудита, и контроль за их последующим соблюдением, образование населения, руководителей предприятий и государственных служащих аудиту.