Шпаргалки по бюджетированию
2. Осн. понятия бюдж-я
Бюджет- количеств выраж-е централизовано устанавливаемых пок-лей плана пред-я на опред период по: использ-ю кап, тов-мат., и фин ресурсов; привлечение источников фин-я тек и инвестиц деят-ти; доходам и расходам; движ ден ср-в; инвестициям к кап и фин влож-ям. Определяющими характ-ми бюджета явл: формализация (количеств выраж-е) и сквозной характер (системность, непрерывность). Бюджет пред-ия всегда разрабатывается на опред временной интервал – бюджетный период. Бюджетир-е – процесс реализации бюджета как документа практич деят-ти компании. Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, т.е. составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.
5. Инфраструктура бюджетного процесса.
I Учет: 1. б.у., 2. оператив учет, 3. сбор инф-ии о сост рынка. II. Технология: 1. цели и задачи (целевые показ-ли и нормативы), 2. виды бюдж-в, 3. Схема консолидации (методология составления контроля и анализа сводного бюджета), 4. форматы бюджетов, 5. принципы бюдж-я, 6. квалифицированный персонал. III. Организация: 1. Фин структура (набор ЦФО), 2. регламент бюдж-я и бюдж контроля, 3. шаг фин планир-я, 4. распред-е ф-ций и ответственности между уровнями управ-я, 5. график документооборота, 6. система орг распорядит и внутр нормативных док-ов. IV. Автоматизация : 1. тех ср-ва, 2. ПО, 3. требования к исходной инф-ии.
6. Осн группы бюдж-в.
Осн. бюджеты предназн для упр-я финансами орг-ции, оценки фин сост-я и бизнеса. Необходимо составлять все 3 вида этих бюджетов ( БДиР, БДДС, расчетный баланс). Операц и вспомогат. бюджеты нужны для увязки в натур показ-лях планир-я со стоимостными, т.е. для более точного сост-я осн бюджетов. Специальные бюджеты необходимы для более точного опред-я целевых показ-ей и нормативов фин планир-я более точного учета особенностей местного налогообложения (бюджет балансовой прибыли, чист приб, НИОКР, налоговый бюджет).
7.
Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам прод-ции и в целом по компании и по подразделениям в натур и стоимостных показателях на нач и конец бюджетного периода. Производственный бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы пр-ва (выпуска) по видам прод-ции и в целом по компании в натур показателях с учетом запасов ГП на нач и конец бюджетного периода. Бюджет запасов ГП содержит инф-ию о запасах по видам прод-ции и по компании в целом и по отдельным видам бизнеса в натур и стоимостном выраж-и.
8.
Бюджет прямых мат затрат содержит инф-ию о запасах сырья и мат-ов, покупных изделий и комплектующих в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в целом по компании в натур и стоимостных показ-лях, а также инф-ию о запасах осн мат-ов на начало бюджетного периода. Бюджет прямых затрат труда отражает затраты на з/п осн производств персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в целом по компании в натур и стоим пок-лях (т.е. с учетом чел-часов и тариф ставок). Бюджет общепроизводств расходов показывает: расходы на з/п АУП, ИТР и вспомогат персонала занятого в данном бизнесе; арендные платежи; комунальные и командировач расходы; затраты на тек ремонт.
9.
Бюджет управ раходов содержит инф о расходах на: з/п АУП, ИТР и вспомогат персонала в аппарате упр-я; арендные и комунальные расходы; командировачные расходы; затраты на тек ремонт… Бюджет коммерч расходов отражает расходы: на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги, прочие расходы по реализации. Бюджет накладных расходов содержит инф о прочих расходах орг-ции (амортизация, оплата% по кредитам, др общезаводские расходы на протяжении бюджетного периода).
10.
Главный смысл
операц бюджетов – более тщательная подготовка исходных данных для основных бюджетов, а также перевод планируемых показателей из натур ед измерения в стоимостные. Бюджеты несколько отличаются от смет формами и форматами: 1. затраты в бюджете представлены в виде планов, графиков. 2. бюджеты составляются в виде 2-х бюджетных форм: а) плана графика начисления затрат, б) графиков оплаты, в котором отражается план поступления и списания ден ср-в.
11.
Правильный выбор формата – набора статей управ учета не регулируется нормативно правовыми актами. Требования к форматам бюджетов: 1. должны быть совместимы с действ в орг-ции системы бух фин отчетности. 2. нужно чтобы бухгалтера понимали чего от него хотят получить из пок-лей для целей планир-я и прогнозир-я. 3. для нужд бюдж-я бух фин отчетность нужно модефицировать введя категории: моржинальная прибыль, усл- пост расходы… 4. в бюдж форматах должны находиться не все возможные, а наиб важные статьи затрат. Отдельно следует выделять те статьи, доля которых превышает 0.5-1% выручки.