Шпаргалки по бюджетированию
12.
Вспомогат бюджеты предназначены для более тщательного планир-я динамики активов. 1) план капитальных (первонач затрат, инвестиц бюджет) затрат, показывает распред-е по бюдж периодам фин ресурсов, выделяемых на инвестиции. 2) кредитный план представляет собой док-т, в котором отражены кредиты и инвестиции необходимые пред-ию на предстоящий бюджетный период. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распред-е отдельных статей осн бюджетов (налог бюдж, бюдж ЧП).
Роль спец и вспомаг бюдж-в заключается в подготовке инф-ии для составления осн бюдж-в или обработки их итоговой инф-ии.
13.
Подготовка мастер бюджета и прежде всего осн бюджетов носит интерактивный хар-р, т.е. их постоянно приходится корректироватьдля соответствия целям и задачам фирмы. При составлении осн бюдж-в могут использоваться 2 подхода: 1) Прямой (на основе составления операц бюдж-в), 2) Косвенный (упрощенный), на основе сбалансирования расходов и тек затрат, первонач стартовых затрат и финансирования.
14.
С этого вида бюджета начинается планир-е, исходным пунктом к нему явл составл прогноза продаж. При расчете по группам выделяется средний товар в группе и по нему след образом исчисляется: общий оборот = кол-во предполагаемой к продаже прод-ции * отпускная цена из спец графика взятая с учетом инфляции. Чистые продажи = общий оборот – все выплаты с общего оборота. В бюджете продаж должен быть представлен график поступлений ден ср-в от продажи прод-ции. График поступлений необходим для более точного составления бюджета движения ден ср-в, т.к: 1) позволяет определить сроки и размеры оплаты отгруженной прод-ции. 2) позволяет опред-ть структуру ден ср-в и их аналогов – фин сурогатов (взаимозачеты, векселя…). Поскольку усл-я функц-я конкретного бизнеса у каждой компании различные, то и формат графика поступлений у них будет разный. Процесс оптимизации бюджета продаж можно завершить лишь зная параметры осн бюдж-в.
15.
Шаг.1. Опред-ть V продаж каждого продукта на 1-ый месяц бюджетного периода в натур выраж-и (в шт, экз). Шаг2. Опред-ть цену каждого продукта на 1-ый мес бюджетного периода. 3. Объем продаж каждого продукта за мес равен цена * V продаж в натур выраж-и. 4. Опред-ть возможную динамику цен (среднемес темп инфляции) и/или динамику сбыта (темп среднемес роста V продаж). 5. Объем продаж каждого продукта за 1-ый мес бюдж периода. Темп роста= динамика продаж каждого продукта по мес. 6. Просуммировав значение объема продаж в каждом месяце получим V продаж по каждому продукту. 7. Просуммировав по каждому периоду значение в каждом месяце определим V пр-ва прод-ции по всем продуктам и по всем месяцам бюдж периода. 8. Если в динамике V продаж внутри бюдж периода запланированы возможные колебания, их необходимо учесть, скорректировать значение бюджета продаж за соответств месяцы. 9. Для составл графика поступл ден ср-в за отгруж прод-цию предстоит опред-ть долю прод-ции, которая будет реализована за наличный расчет или по предоплате.
16.
Обычно в состав производств бюджета принято включать след операц бюджеты: бюджет пр-ва, запасов, прямых затрат на мат-лы (на опл труда), прямых производств затрат, общепроизводств накладных расходов. Назначение этого бюджета – опред-ть производств программу для производств структур или план закупок товаров для торговых пред-ий на предстоящий бюджетный период. Упрощенный порядок составл бюджета: 1) опред-ть ст-ть запасов по каждому изделию в первый и послед месяцы бюджетного периода и просуммировав их получить общую с/ть на нач и конец бюдж периода. 2) Опред-ть месяцы бюдж периода, в которых планируется изменить уровень запасов ГП. 3) Расчитать ежемесяч уровни пр-ва с учетом бюджета продаж и остатков ГП.
17.
Назначение бюджета прямых затрат на мат-лы – опред-ть затраты сырья, мат-ов, п/ф, комплект изделий и др. продуктов необходимых для пр-ва ГП, чья ст-ть целиком относится на V продаж и изменяется прямопропорционально V продаж. В рамках данного бюджета предстоит также опред-ть нормативный (переходящий) запас сырья и мат-ов., а также график погашения кредит зад-ти. Бюджет прямых затрат труда, назначение – опред-ть прямые (переменные) издержки на з/п в соответствии с составленным ранее бюджета продаж, учитывая в нем усл-перем виды расходов на з/п. Для составл этого бюджета необходимо расчитать затраты раб времени в часах и чел-часах идущие на изготовленные единицы ГП и ст-ть 1-ого чел-часа времени по средней или средневзвешенной тарифной ставки. Инф-ия бюджета м/б представлена в виде плана графика прям затрат труда или графика выплаты з/п.
18.
Назначение бюджета – опред-ть издержки связанные с теми категориями произв или операц затрат, которые прямопропорц изменяются при изменении V пр-ва (продаж), к их числу могут быть отнесены: электроэнергия, сопутств мат-лы, страх-е грузов, экспедиторские и др расходы связанные с доставкой груза. Для торговли – экспедит расходы, страх-е грузов, трансп расх (если все они привязаны процентам к ст-ти партии).