Расходы территориальных бюджетов
Ø инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
Ø бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
Ø кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
Ø средства на обслуживание долговых обязательств [2].
Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.
Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти. К этим функциям относятся:
Ø государственное управление и местное самоуправление;
Ø судебная власть;
Ø международная деятельность;
Ø национальная оборона;
Ø правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
Ø фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
Ø промышленность, энергетика и строительство;
Ø сельское хозяйство и рыболовство;
Ø охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
Ø транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
Ø развитие рыночной инфраструктуры;
Ø жилищно-коммунальное хозяйство;
Ø предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Ø образование;
Ø культура, искусство и кинематография;
Ø средства массовой информации;
Ø здравоохранение и физическая культура;
Ø социальная политика;
Ø обслуживание государственного долга;
Ø пополнение государственных запасов и резервов;
Ø финансовая помощь бюджетам других уровней;
Ø утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
Ø мобилизационная подготовка экономики;
Ø формирование целевых бюджетных средств;
Ø прочие расходы [4].
По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств [42].
Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств территориальных бюджетов.
К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В основном это затраты на содержание аппарата управления, объем которых определяется штатным расписанием и сметой расходов учреждения. В штатном расписании указывается количество персонала, фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели. При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.