Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры
Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем структуру расходов, осуществляемых из бюджета Москвы на территории ЮАО, и исполнение бюджета по расходам в 2003 г.
Данные об исполнении расходной части бюджета Москвы по ЮАО приведены в табл. 2.1 [49]. Структура расходов (на основе данных о фактическом финансировании) проиллюстрирована рис. 2.1.
Основная доля расходов бюджета Москвы по ЮАО приходится на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в данном случае – 40%). Также значительную долю (38%) составляют расходы на образование. Это связано с тем, что большинство учреждений в этих сферах финансируются исключительно из территориальных бюджетов. Далее в порядке убывания следуют расходы на здравоохранение (8%) и социальную политику (7%). В целом по этим направлениям было израсходовано более 90% средств.
По данным табл. 2.1, бюджет за 2003 г. исполнен на 100,3%, т. е. расходы в целом профинансированы в достаточном объеме. Следует отметить, что расходы по социально важным статьям: «Образование», «Культура», «Здравоохранение», «Социальная политика» профинансированы в размере 100%. В качестве положительного явления можно отметить экономию расходов по статье «Управление» в размере 0,9 %. Она возникает в основном за счет экономного расходования средств, выделенных на выплату заработной платы (например, применения регрессивной шкалы единого социального налога).
|
Таблица 2.1 Финансирование мероприятий, предусмотренных финансовыми ресурсами ЮАО за 2003 г. (тыс. руб.) | ||||
|
Направление финансовых ресурсов |
Уточненный план финансирования |
Фактическое финансирование |
% выполнения |
Остаток финансирования |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3689942,2 |
3689924,7 |
100,0 |
17,5 |
|
в т. ч.: жилищное хозяйство |
2860376,8 |
2860359,9 |
100,0 |
16,9 |
|
коммунальное хозяйство |
829565,4 |
829564,8 |
100,0 |
0,6 |
|
Охрана окружающей природной среды |
48036,4 |
48035,1 |
100,0 |
1,3 |
|
Расходы по благоустройству прилегающих к кладбищам территорий |
1200,0 |
1200,0 |
100,0 |
0,0 |
|
Управление |
262360,9 |
259923,5 |
99,1 |
2437,4 |
|
Образование по учреждениям культуры |
57528,1 |
57528,1 |
100,0 |
0,0 |
|
Образование |
3468174,2 |
3468169,2 |
100,0 |
5,0 |
|
Культура |
93381,9 |
93381,8 |
100,0 |
0,1 |
|
Здравоохранение |
693090,0 |
693032,1 |
100,0 |
57,9 |
|
Социальная политика |
636655,0 |
636536,9 |
100,0 |
118,1 |
|
в т. ч.: учреждения соц. обеспечения |
150026,0 |
149909,0 |
99,9 |
117,0 |
|
социальная помощь |
475723,0 |
475722,3 |
100,0 |
0,7 |
|
молодежная политика |
1736,0 |
1735,6 |
100,0 |
0,4 |
|
прочие мероприятия в области социальной защиты |
9170,0 |
9170,0 |
100,0 |
0,0 |
|
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований |
31830,4 |
31244,0 |
98,2 |
586,4 |
|
Бюджетная ссуда |
1282,1 |
32307,3 |
2519,9 |
-31025,2 |
|
Прочие расходы |
59932,0 |
59931,7 |
100,0 |
0,3 |
|
ИТОГО |
9043413,2 |
9071214,4 |
100,3 |
-27801,2 |
|
Расходы по организациям городского подчинения |
1919848,7 |
1915910,4 |
99,8 |
3938,3 |
