Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры
Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем структуру расходов, осуществляемых из бюджета Москвы на территории ЮАО, и исполнение бюджета по расходам в 2003 г.
Данные об исполнении расходной части бюджета Москвы по ЮАО приведены в табл. 2.1 [49]. Структура расходов (на основе данных о фактическом финансировании) проиллюстрирована рис. 2.1.
Основная доля расходов бюджета Москвы по ЮАО приходится на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в данном случае – 40%). Также значительную долю (38%) составляют расходы на образование. Это связано с тем, что большинство учреждений в этих сферах финансируются исключительно из территориальных бюджетов. Далее в порядке убывания следуют расходы на здравоохранение (8%) и социальную политику (7%). В целом по этим направлениям было израсходовано более 90% средств.
По данным табл. 2.1, бюджет за 2003 г. исполнен на 100,3%, т. е. расходы в целом профинансированы в достаточном объеме. Следует отметить, что расходы по социально важным статьям: «Образование», «Культура», «Здравоохранение», «Социальная политика» профинансированы в размере 100%. В качестве положительного явления можно отметить экономию расходов по статье «Управление» в размере 0,9 %. Она возникает в основном за счет экономного расходования средств, выделенных на выплату заработной платы (например, применения регрессивной шкалы единого социального налога).
Таблица 2.1 Финансирование мероприятий, предусмотренных финансовыми ресурсами ЮАО за 2003 г. (тыс. руб.) | ||||
Направление финансовых ресурсов |
Уточненный план финансирования |
Фактическое финансирование |
% выполнения |
Остаток финансирования |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3689942,2 |
3689924,7 |
100,0 |
17,5 |
в т. ч.: жилищное хозяйство |
2860376,8 |
2860359,9 |
100,0 |
16,9 |
коммунальное хозяйство |
829565,4 |
829564,8 |
100,0 |
0,6 |
Охрана окружающей природной среды |
48036,4 |
48035,1 |
100,0 |
1,3 |
Расходы по благоустройству прилегающих к кладбищам территорий |
1200,0 |
1200,0 |
100,0 |
0,0 |
Управление |
262360,9 |
259923,5 |
99,1 |
2437,4 |
Образование по учреждениям культуры |
57528,1 |
57528,1 |
100,0 |
0,0 |
Образование |
3468174,2 |
3468169,2 |
100,0 |
5,0 |
Культура |
93381,9 |
93381,8 |
100,0 |
0,1 |
Здравоохранение |
693090,0 |
693032,1 |
100,0 |
57,9 |
Социальная политика |
636655,0 |
636536,9 |
100,0 |
118,1 |
в т. ч.: учреждения соц. обеспечения |
150026,0 |
149909,0 |
99,9 |
117,0 |
социальная помощь |
475723,0 |
475722,3 |
100,0 |
0,7 |
молодежная политика |
1736,0 |
1735,6 |
100,0 |
0,4 |
прочие мероприятия в области социальной защиты |
9170,0 |
9170,0 |
100,0 |
0,0 |
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований |
31830,4 |
31244,0 |
98,2 |
586,4 |
Бюджетная ссуда |
1282,1 |
32307,3 |
2519,9 |
-31025,2 |
Прочие расходы |
59932,0 |
59931,7 |
100,0 |
0,3 |
ИТОГО |
9043413,2 |
9071214,4 |
100,3 |
-27801,2 |
Расходы по организациям городского подчинения |
1919848,7 |
1915910,4 |
99,8 |
3938,3 |