Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
на содержание прочих учреждений в области образования незначительны по двум причинам: во-первых, некоторых учреждений (например, детских домов) немного, поэтому при достаточном финансировании каждого из них общая сумма средств незначительна; во-вторых, многие учреждения профессионального образования действуют на платной основе и обеспечивают свою деятельность за счет собственных средств.
Поэтому самое большое значение с точки зрения расходования бюджетных средств имеют расходы на финансирование работы школ и детских дошкольных учреждений. Рассмотрим структуру каждой из этих двух статей, чтобы определить, по каким направлениям и насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
Основную часть расходов на содержание школ – более 60% - составляют расходы на выплату заработной платы и уплату налога с нее. 15% выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и т. д.
Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы, однако его трудно считать эффективным. Прежде всего, значительная доля средств выделяется на оплату коммунальных услуг, в то время как на приобретение необходимых материалов, учебников и т. п. средств часто не хватает. Поэтому целесообразно было бы перераспределить средства между этими статьями: снизить расходы на оплату коммунальных услуг и освободившиеся средства направить на покупку материалов. Уменьшить расходы на оплату коммунальных услуг можно путем предоставления школам различных льгот в этой сфере. Для этого необходимо пересмотреть структуру расходов на ЖКХ, выделить свободные средства и направить их на предоставление льгот школам.
Снижение расходов на содержание школ не представляется возможным. Наоборот, школы нуждаются в дополнительном финансировании, на которое можно направлять остатки по другим статьям.
Структура расходов на содержание детских дошкольных учреждений несколько отличается от рассмотренной выше. Во-первых, значительно меньше доля средств, направляемых на оплату труда, что связано с меньшим количеством персонала. Во-вторых, существенная часть расходов приходится на оплату продуктов питания – это объясняется режимом работы дошкольных учреждений. Но доля расходов на оплату коммунальных услуг и в этом случае достаточно высока. Поэтому в данном случае также выгодно перераспределить средства в пользу других статей (например, увеличить расходы на оплату труда).
Таким образом, основным направлением оптимизации расходов по статье «Образование» является снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и направление освободившихся средств на повышение заработной платы персоналу, приобретение материалов, продуктов питания и т. п.
Структура финансирования расходов на содержание учреждений здравоохранения
В общей сумме расходов бюджета Москвы по ЮАО расходы на здравоохранение составляют относительно невысокую долю (около 8%). Однако сэкономленные по этой статье средства могли бы составить существенную сумму в абсолютном выражении, и позволили бы профинансировать мероприятия в других областях.
Структура расходов бюджета на финансирование учреждений здравоохранения в 2003 г. представлена в табл. 2.4 и на рис. 2.4 [32]. Подавляющая доля средств (74%) направляется на финансирование амбулаторных лечебных учреждений (поликлиник и т. п.) Суммы финансирования остальных групп расходов значительно меньше – так, на содержание больниц выделяется всего 12% расходов.
Таблица 2.4 Расходы на финансирование учреждений здравоохранения в 2003 г. (руб.) | |||
Наименование статьи расходов |
Ассигнования на отчетный период |
Кассовые расходы |
Остаток на конец периода |
Содержание больниц - всего, в том числе: |
82 145 000,00 |
82 144 999,95 |
0,05 |
оплата труда персонала с начислениями |
38 481 000,00 |
38 481 000,00 |
0,00 |
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
12 382 700,00 |
12 382 700,00 |
0,00 |
продукты питания |
11 342 000,00 |
11 342 000,00 |
0,00 |
оплата коммунальных услуг |
9 209 900,00 |
9 209 900,00 |
0,00 |
прочие расходы |
10 729 400,00 |
10 729 399,95 |
0,05 |
Содержание амбулаторных лечебных учреждений - всего, в том числе: |
519 768 300,00 |
519 750 571,89 |
17 728,11 |
оплата труда персонала с начислениями |
60 724 000,00 |
60 724 000,00 |
0,00 |
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
158 128 500,00 |
158 128 500,00 |
0,00 |
продукты питания |
103 899 000,00 |
103 899 000,00 |
0,00 |
оплата коммунальных услуг |
77 203 398,00 |
77 185 700,00 |
17 698,00 |
прочие расходы |
119 813 402,00 |
119 813 371,89 |
30,11 |
Содержание домов ребенка - всего, в том числе: |
39 333 000,00 |
39 333 000,00 |
0,00 |
оплата труда персонала с начислениями |
29 650 000,00 |
29 650 000,00 |
0,00 |
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
280 000,00 |
280 000,00 |
0,00 |
продукты питания |
3 464 000,00 |
3 464 000,00 |
0,00 |
оплата коммунальных услуг |
2 137 000,00 |
2 137 000,00 |
0,00 |
прочие расходы |
3 802 000,00 |
3 802 000,00 |
0,00 |
Содержание санаториев - всего, в том числе: |
24 230 700,00 |
24 230 700,00 |
0,00 |
оплата труда персонала с начислениями |
12 345 000,00 |
12 345 000,00 |
0,00 |
Продолжение таблицы 2.4 | |||
Наименование статьи расходов |
Ассигнования на отчетный период |
Кассовые расходы |
Остаток на конец периода |
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
295 000,00 |
295 000,00 |
0,00 |
продукты питания |
3 468 000,00 |
3 468 000,00 |
0,00 |
оплата коммунальных услуг |
3 999 100,00 |
3 999 100,00 |
0,00 |
прочие расходы |
4 123 600,00 |
4 123 600,00 |
0,00 |
Содержание прочих учреждений здравоохранения - всего, в том числе: |
27 613 000,00 |
27 572 809,00 |
40 191,00 |
оплата труда персонала с начислениями |
9 810 000,00 |
9 810 000,00 |
0,00 |
оплата коммунальных услуг |
1 220 000,00 |
1 220 000,00 |
0,00 |
прочие расходы |
16 583 000,00 |
16 542 809,00 |
40 191,00 |
Оказание социальной помощи населению |
9 170 000,00 |
9 170 000,00 |
0,00 |
Итого расходов на здравоохранение |
702 260 000,00 |
702 202 080,84 |
57 919,16 |