Направления повышения эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
Коэффициент бюджетной обеспеченности показывает, какая сумма бюджетных средств приходилась на одного жителя региона в рассматриваемом периоде. Соответствие этого показателя реальной ситуации зависит, прежде всего, от структуры расходов бюджета. При расчете коэффициента бюджетной обеспеченности на основе общей суммы расходов в его состав включаются расходы на управление, национальную оборону, правоохранительную деятельность и т. п., т. е. те расходы, которые не имеют прямого отношения к повышению уровня жизни населения. В результате рассматриваемый показатель оказывается несколько завышенным. Он тем менее характеризует ситуацию в регионе, чем больше удельный вес указанных статей в общей сумме расходов бюджета.
Для того чтобы избежать завышения коэффициента бюджетной обеспеченности и правильно определить эффективность бюджетных расходов, при расчете данного показателя учитываются только расходы по социальным статьям. Однако это усложняет расчеты. Кроме того, неучтенные расходы также могут влиять на повышение уровня жизни населения, хотя и косвенно.
Поэтому коэффициент бюджетной обеспеченности наиболее точно характеризует бюджет, значительную часть расходов которого составляют социальные статьи. Именно таким и является бюджет Москвы по ЮАО. Как видно из табл. 2.6, коэффициенты бюджетной обеспеченности в целом по бюджету округа и отдельно по социальным статьям различаются незначительно (второй меньше первого всего на 4%). Поэтому для оценки эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО возможно использовать коэффициент бюджетной обеспеченности. Основным преимуществом этого показателя является простота расчета. Однако коэффициент бюджетной обеспеченности не позволяет выявить и проанализировать причины изменения эффективности бюджетных расходов.
Совсем иная ситуация наблюдается при расчете мультипликатора бюджетных расходов. Он показывает, насколько возрастает объем производства в регионе при увеличении расходов соответствующего бюджета. Использование этого показателя основано на предположении, что бюджетные расходы в существенной степени влияют на уровень ВРП. Это влияние может быть как прямым – в виде бюджетных ассигнований промышленным предприятиям, так и косвенным. Косвенное воздействие расходов на рост производства выражается в том, что темпы роста ВРП зависят от уровня жизни населения: чем он выше, тем лучше люди справляются со своими трудовыми обязанностями, тем выше рост производства в регионе.
Очевидно, что более важное значение при расчете мультипликатора бюджетных расходов имеют прямые расходы на поддержку производства. Поэтому этот показатель с наибольшей степенью точности характеризует бюджет, в котором указанные расходы составляют значительную долю.
Однако бюджет Москвы по ЮАО имеет социальную направленность. В его расходной части нет статей, которые могли бы напрямую повлиять на рост производства в округе. Поэтому рассчитанный в п. 2.2.3 мультипликатор бюджетных расходов характеризует только их косвенное влияние на рост ВРП. Это снижает достоверность данного показателя.
Оценка эффективности бюджетных расходов с помощью их мультипликатора осложняется еще и тем, что на территории округа сталкиваются различные финансовые потоки. Ассигнования предприятиям могут выдаваться из бюджета Москвы по ЮАО, по другим округам, из федерального бюджета, федеральных и региональных внебюджетных фондов, а также за счет средств международных организаций. При этом трудно определить, какие именно средства повлияли на рост ВРП. Может сложиться ситуация, при которой средства бюджета Москвы по ЮАО расходуются неэффективно, но, тем не менее, на территории округа наблюдается рост производства, который происходит за счет ассигнований из других источников. В этом случае мультипликатор бюджетных расходов может составить значительную величину, что не будет говорить об эффективности использования средств.