Направления повышения эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО
По данным табл. 2.8, эффективность осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в 2003 г. значительно возросла по сравнению с 2002 г. В бюджет было возвращено больше средств как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2003 г. почти 10% бюджетных средств были использованы более эффективно.
Таким образом, контроль за использованием бюджетных средств в ЮАО совершенствуется. Для дальнейшего повышения его эффективности следует увеличивать количество проверяемых учреждений, использовать новые виды проверок, ужесточить ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Основным итогом этих мероприятий будет рост эффективности бюджетных расходов.
Однако это касается только контроля, осуществляемого финансовыми органами Москвы. Контролирующими полномочиями наделены также отраслевые департаменты и комитеты. Проводимый ими контроль направлен на наблюдение за показателями эффективности расходования бюджетных средств в подведомственных учреждениях. Такой контроль в настоящее время осуществляется неэффективно, департаменты и комитеты не могут должным образом проследить за использованием бюджетных средств.
Таким образом, еще одним направлением повышения эффективности контроля за расходами бюджета является совершенствование контролирующей деятельности отраслевых департаментов и комитетов. Кроме того, руководство бюджетных учреждений и самостоятельно должно следить за целевым и эффективным использованием средств [46].
В числе мер, осуществление которых повысит эффективность бюджетных расходов, в разделе 2 был назван переход к адресной системе предоставления социальной помощи населению. Он не снизит общую сумму расходов на осуществление социальной политики, однако поможет распределять средства более эффективно.
Однако для осуществления такого перехода необходимо профинансировать ряд мероприятий. Главным из них является учет лиц, нуждающихся в социальной помощи. Основной проблемой при этом является определение реальных доходов населения. Кроме того, такой учет нужно проводить в короткие сроки, чтобы обеспечить оперативное оказание социальной помощи. Поэтому переход на адресную систему социальной защиты можно осуществить лишь при благополучной экономической ситуации в округе, когда есть возможность выделить бюджетные средства на проведение этой реформы.
Кроме того, целесообразно изменить систему органов, предоставляющих социальную помощь. Специально для осуществление социальной политики на территориях административных округов созданы УСЗН. Концентрация у них средств на финансирование социальной политики позволит облегчить контроль за их движением и повысить эффективность их использования.
По результатам проведенного анализа можно сделать определенные выводы и представить их в виде плана мероприятий, который следует осуществить в ближайшие несколько лет для повышения эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО.
Выводы
Ø В первую очередь, в Москве необходимо завершить реформу ЖКХ. С каждым годом будет освобождаться некоторая сумма бюджетных средств; к 2007 г. она достигнет своего максимума.
Ø Большую часть освободившихся средств целесообразно направить на финансирование учреждений образования, т. к. в этой области наблюдаются существенные проблемы с использованием бюджетных средств.