Налоговый учет основных средств
В отношении неамортизируемых объектов основных средств, разница между суммой выручки от реализации и ценой их приобретения, признается убытком организации, учитываемым в целях налогообложения.
Ликвидация объектов основных средств, выводимых из эксплуатации, может осуществляться в результате списания морально и (или) физически изношенных объектов, ликвидации при аварии и по другим аналогичным причинам.
В налоговом учете расходы на ликвидацию объектов основных средств учитываются как внереализационные расходы. К таким расходам относятся остаточная стоимость объектов основных средств, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы.
При списании основных средств могут возникнуть и доходы, которые необходимо учесть при расчете налога на прибыль. Так, например, стоимость материалов полученных при ликвидации основных средств, включается в состав внереализационных доходов.
Основные средства, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2002 года, стоимость которых менее 10000 рублей в бухгалтерском учете продолжают амортизироваться, а в налоговом учете стоимость таких объектов полностью списывается на расходы отчетного периода. [39 ]
Учет амортизируемого имущества и операций с ним для целей налогового учета ведется в аналитических регистрах налогового учета.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса РФ формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Аналитический учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно, и он должен содержать следующую информацию:
- о первичной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
- об изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
- о принятых организацией сроках полезного использования основных средств;
- о способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло);
- о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
- о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
- о дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества по причине передачи в безвозмездное пользование, на консервацию на срок свыше трех месяцев, на реконструкцию и (или) модернизацию, о дате расконсервации имущества, о дате окончания договора безвозмездного пользования, о дате завершения работ по реконструкции, о дате модернизации;
- о понесенных организацией расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах на ликвидацию основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).