Калькулирование себестоимости
Кредит сч. 60 «Поставщики» - 55000
В связи с тем, что в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия отсутствует счет «Материалы и производство», в условный рабочий план счетов вводим номер 22 для его обозначения.
Шаг 2.
Ведутся записи по осуществлению общепроизводственных расходов. Допустим, они составили в январе 23000 руб.
Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - 23000
Кредит счетов «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Разные дебиторы и кредиторы» и др. – 23000
Шаг 3.
Определяется количество произведенной продукции. Допустим, в январе произведено 35000 булочек.
Шаг 4.
Подсчитывается плановая или нормативная себестоимость единицы продукции. В нашем примере себестоимость одной булочки составила 1,85 руб. (основные материалы – 1,2 руб.; общепроизводственные расходы – 0,65 руб.).
Шаг 5.
Отражается на счетах выпуск готовой продукции за отчетный период. В данном примере на сумму 64750 руб. (35000 ед. * 1,85 руб.).
Дебет сч. 43 «Готовая продукция» - 64750
Кредит счетов 22 «Материалы и производство» - 42000
25 «Общепроизводственные расходы» - 22750
Шаг 6.
Отражается на счетах продажа готовой продукции за отчетный период. Допустим, что в январе продано 35000 булочек. На счет продаж будет списана их нормативная себестоимость (35000 * 1,85).
Дебет сч. 90 «Продажи» - 64750
Кредит сч. 43 «Готовая продукция» - 64750
Шаг 7.
Отражается на счетах списание отклонений фактических общепроизводственных расходов от нормативных на счет «Продажи», в январе они составили 250 руб.
Дебет сч. 90 «Продажи» - 250
Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - 250
Выбор варианта организации учета затрат и результатов должен определяться целями и задачами организации на данный момент. Решающее влияние на выбор варианта и обоснование учетной политики оказывают такие факторы как:
® внешние условия функционирования организации;
® форма собственности и организационно правовая форма;
® размеры предприятия, объемы и виды деятельности;
® стратегические цели и задачи фирмы;
® степень компьютеризации финансово-хозяйственной работы;
® уровень компетентности и образованности кадров.
Идеальных систем или методов, приемлемых на все случаи, не существует. У каждого метода (системы) – свои достоинства и недостатки. Главная задача – понять особенности систем и методов с тем, чтобы, сглаживая негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные, реализовать заложенные в них преимущества.
Заключение
На примере Читинского облпотребсоюза рассмотрена организация калькулирования себестоимости продукции. Также рассмотрен альтернативный метод исчисления себестоимости (калькулирование по последней операции), при нем все протекающие на предприятии процессы снабжения, производства, продаж организованы таким образом, чтобы максимально снизить непроизводительные затраты, ликвидировать операции и процессы, не дающие дополнительных улучшений продукции или услуг. Тем не менее данный метод вряд ли будет применен на практике. В силу того, что производство в Читинском облпотребсоюзе мелкое, количество поставщиков, затраты на внутреннее перемещение материалов и готовой продукции и так оптимальны, уровень запасов и затраты на хранение уменьшены, цикл заказа сокращен, есть входной контроль качества и прочее. Таким образом достоинства данной системы уже применяются на практике.