Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Хлеб»
- в 2002 году: Рз = 47161 / 944107 * 100% = 5,0 %.
Ежегодные темпы падения коэффициента рентабельности производственной деятельности составили 0,5 %. Данный показатель, хоть и незначительно, но все же отражает негативную тенденцию.
Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности продаж и производственной деятельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер.
Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов [31, с. 582]. Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):
Ра = |
П |
* 100. |
А |
Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации. Пекарня ООО «Хлеб» с каждого рубля, вложенного в активы, получила:
- в 2000 году: Ра = 29676 / 1465732 * 100 = 2,0 копейки,
- в 2001 году: Ра = 35898 / 1555625 * 100 = 2,3 копейки,
- в 2002 году: Ра = 47161 / 1865250 * 100 = 2,5 копейки.
Стабильный рост коэффициента свидетельствует об увеличении спроса на продукцию пекарни и эффективном использовании имущества.
Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом:
Рск = |
П |
* 100, |
СК |
где СК – величина собственного капитала организации;
П – валовая прибыль.
Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.
В булочной-пекарне он составил:
- в 2000 году: Рск = 29676 / 362135 * 100 = 8,2 копейки,
- в 2001 году: Рск = 35898 / 365178 * 100 = 9,8 копейки,
- в 2002 году: Рск = 47161 / 370989 * 100 = 12,7 копейки.
Ежегодное увеличение коэффициента рентабельности собственного капитала представляет положительную тенденцию. Рост коэффициента можно объяснить стабильным ростом прибыли в 2000 – 2002 гг. (темпы роста прибыли обгоняли темпы роста собственного капитала предприятия, за счет чего показатель рентабельности капитала в 2001 году превысил прошлогодний показатель на 1,6 копейки, а в 2002 – на 2,9 копейки).
Основными резервами роста рентабельности пекарни являются снижение себестоимости реализованной продукции, увеличение объема ее реализации, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.
В результате проведенного анализа показателей прибыльности и рентабельности деятельности пекарни ООО «Хлеб» можно сказать о том, что управление производственной и финансовой деятельностью организации осуществляется достаточно эффективно, однако предприятие может показать еще более высокие результаты.
Основную массу прибыли булочной-пекарни составляет прибыль от реализации крестьянского хлеба (получаемая, главным образом, за счет увеличения цены реализации и незначительного роста объемов продаж).