Формирование оборотных средств. Управление оборотными средствами.
Где Р- среднесуточный расход сырья, материалов и покупных полуфабрикатов;
Д – норма запаса в днях.
Среднесуточный расход по номенклатуре потребляемого сырья основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется путем деления суммы их затрат за соответствующий квартал на число дней в квартале. памятники на могилу и МО от изготовителя по низкой.
Управление дебиторской задолженностью.
В составе оборотных средств важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары и услуги, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними предприятиями , с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами.
Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю всей дебиторской задолженности на предприятиях, производящих продукцию. Средства в товарах отгруженных образуются неизбежно, татк как готовая продукция, находящаяся на складе, в установленные сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Часть из них приходится на долю товаров отгруженных, сроки которых еще не наступили. Это положительное явление весьма быстротечно. По прошествии этих сроков и наличии по прежнему неплатежей средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Последние две группы свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об отказе последнего от оплаты расчетных документов.
Для управления дебиторской задолженности предприятиям можно использовать следующие мероприятия:
- Исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приемлема как для развитых рыночных отношений, так и для периода становления и развития рынка.
Для реализации данного метода управления дебиторской задолженностью, руководитель, ответственный за данное мероприятие , должен собрать информацию о клиентах-дебиторах и проанализировать ее , принять решение о предоставлении или об отказе в кредите.
-Периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов.
- Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
- Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления: формирование приемлемых форм расчета с контрагентами. При формировании приемлемых форм расчета следует учитывать, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции – расчеты посредством аккредитива.[2]
- Выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у промышленного предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.
-Определение возможной суммы оборотных средств, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на объеме закупки и продажи продукции; сложившейся практике кредитования партнеров, сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств, формировании необходимого уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия, правовых условиях дебиторской задолженности и др.