Сравнение учета нематериальных активов по МСФО и российским ПБУ.
Прежде всего, нам надо начинать сравнение с определения нематериальных активов. Существенных различий между ними нет, однако международный стандарт подчеркивает, что основной причиной постановки на учет объекта нематериального актива является его способность приносить экономические выгоды, в российской же практике это условие чуть-ли не последнее во всем списке предъявляемых требований.
Продолжая сравнение нужно отметить, что МСФО не признают в качестве нематериальных активов созданных на самом предприятии:
- Деловую репутацию;
- Торговую марку;
- Списков клиентов, названий изданий;
- Прочий список похожих документов.
Деловая репутация выявляется и определяется только при покупке организаций (в российском учете), а в международных стандартах еще и при объединений организаций.
На самом деле верно, ведь предприятие самостоятельно и объективно не сможет определить свою репутацию, даже если она и определит и поставит на баланс, то, что будет источником этого актива? Деловая активность? Способность руководителя умело управлять предприятием? В балансе не найдется ни одной статьи подходящей для нашего актива, поэтому деловая репутация будет неоцененной и неопределенной до момента продажи организации.
Что же касается выявления деловой репутации и определение ее стоимости при объединений предприятий для российских бухгалтеров, это не ведомо, так как в нашей стране нет ни одного ПБУ регулирующего этот процесс, хотя эта процедура актуальна в наши дни.
Перейдем к торговой марке. Необходимо определится, что это такое, и имеется ли разница между торговой маркой и товарным знаком.
За помощью обратимся к экономическому словарю(38,387).Читая определение товарного знака и торговой марки, различия никакого не выявляется, но после определения товарного знака указывается, что следует различать торговую марку и товарный знак.
Торговая марка (фирменный знак), указывает на изготовителя товара, идентифицирует продукт с его производителем и продавцом, и торговое наименование, которое относится не к выпускаемой продукции, а к выпускаемой фирме.
Т.е. мы можем сказать, что, во-первых, товарный знак отличается от торговой марки, и, во-вторых, товарную марку можно отнести к деловой репутации создаваемой на самом предприятии, а значит, не можем принимать ее как нематериальный актив.
К сравнению, можно сказать, что в Российской системе учета такого разделения и определения как нематериальные активы, созданные на самом предприятии и не признаваемый как нематериальный актив нет.
В отношении учёта нематериальных активов есть особенности в части активов, создаваемых самим предприятием и полезных сроков службы нематериальных активов. В российской системе учёта активы, создаваемые самим предприятием, такие как стоимость собственного созданного программного обеспечения или "ноу-хау" могут быть отражены как нематериальные.
Согласно МСФО, активы, создаваемые самим предприятием, должны удовлетворять следующим критериям: актив должен быть потенциально выгодным в экономическом плане, и стоимость актива должна быть достоверно определена. Кроме того, состав капитализируемых затрат на производство научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ различается в международной и российской системе учета, так как в МСФО существуют особые условия для капитализации затрат на НИОКР.
Научно-исследовательские работы - оригинальные и запланированные исследования, проводимые в целях получения новых научных или специальных знаний. Эта работа обычно называется стадией исследования.
Примером деятельности по исследованиям являются:
- деятельность, направленная на получения новых знаний;
- поиск альтернативных материалов, устройств, продуктов, процессов и т.п.
- разработка возможных новых или улучшение продуктов или процессов и т.д.
На этой стадии объект исследования не признается как нематериальным активом, а все затраты списываются на расходы периода.
Опытно-конструкторские работы - применение результатов научных исследований или иных знаний при разработке плана или проекта производства новых или существенно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, технологий, систем или услуг, до начала промышленного производства или использования. Эта работа называется стадией разработки. Если после или во время этой стадии выполняются все условия:
· “продукт или процесс четко определён, а затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть отдельно установлены и надёжно измерены;
· техническая осуществимость продукта или процесса может быть продемонстрирована;
· компания намерена производить, продавать или использовать продукт или процесс;
· может быть продемонстрировано наличие рынка для продукта или процесса, или, если он предназначен скорее для внутреннего использования, а не для продажи, то его полезность для компании; и
· существуют достаточные ресурсы, или их доступность может быть продемонстрирована, для завершения проекта, продажи или использования продукта или процесса”.