Анализ влияния доходов от обычных видов деятельности на прибыль от реализации и прибыль от продаж
Анализ влияния доходов от обычных видов деятельности (выручки) и других факторов на валовую прибыль
В первом пункте главы 3 был проведен анализ показателей доходов от обычных видов деятельности, т.е. выручкой. Однако следует отметить, что не всегда получение большей выручки от реализации продукции говорит о большей величине полученной прибыли. Поэтому необходимо провести анализ влияния выручки на прибыль.
Табл. 3.3.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Показатели |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продукции |
Факт |
Выручка от реализации продукции по производственной деятельности за вычетом налогов |
1258 |
1113 |
1167 |
Полная себестоимость реализованной продукции |
1147 |
1014 |
1072 |
Прибыль от реализации продукции (*) |
111 |
99 |
95 |
Прибыль в пересчете на фактический объем реализации |
98 |
_
(*) – Данный показатель относится к прибыли, которая получена именно от производственной деятельности и является частью валовой прибыли, которую получило предприятие. Это деление необходимо для точности анализа влияния выручки и других факторов на полученную «производственную» прибыль (прибыль от производственной деятельности).
1113 / 1258 × 100 = 88,47 × 111 / 100 = 98,2
План по сумме прибыли от реализации продукции недовыполнен на 16 тыс. руб., или на 14,4 %. На это уменьшение повлияли следующие факторы:
1. Влияние изменения себестоимости:
1072 – 1014 = + 58
Увеличение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 58 тыс. руб.
2. Изменения суммы прибыли за счет отпускных цен:
1167 – 1113 = + 54
Увеличение цены на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 54 тыс. руб.
3. Влияние изменения объема реализации:
1113 / 1258 × 100 = 88,47 – 100 = – 11,53 × 111 / 100 = – 13
Уменьшение объема реализации на 11,53 пункта привело к уменьшению прибыли на 12,8 тыс. руб.
4. Влияние изменения структурных сдвигов реализованной продукции:
99 – 98 = + 1
Изменение структурных сдвигов в реализованной продукции привело к увеличению прибыли на 1 тыс. руб.
Итоговое влияние факторов: – 58 + 54 – 13 + 1 = – 16
Результаты расчетов показывают, что план прибыли недовыполнен в основном за счет увеличения себестоимости. Руководству предприятия необходимо обратить внимание на этот фактор, тем самым найти резервы снижения себестоимости. Существует еще один фактор, который косвенно оказывает влияние на прибыль. Это сезонный характер работы предприятия, т.к. в этот период (I квартал) снижается активность рынка по продаже кровельных материалов. Поэтому, предприятию рекомендуется в этот период времени заняться продажей тех товаров, которые постоянно пользуются спросом на рынке строительных материалов.
Анализ влияния доходов от обычных видов деятельности (выручки) и других факторов на прибыль от продаж
Анализ прибыли (убытка) от продаж проведен на основании формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в таблице 3.4.
Табл. 3.4.
Анализ прибыли (убытка) от продаж, тыс. руб.
Наименование показателя |
Код Стр. |
2001 год |
2002 год |
Абс. отклонение |
Уд. Вес ,в % |
Отклонение, в % | |
2001 |
2002 | ||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) |
010 |
255 |
3381 |
+ 3126 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость реализации продукции |
020 |
225 |
2750 |
+ 2525 |
88,24 |
81,34 |
- 6,9 |
Коммерческие расходы |
030 |
39 |
511 |
+ 472 |
15,29 |
15,11 |
- 0,18 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
(9) |
120 |
+ 129 |
- 3,53 |
3,55 |
+ 7,08 |