Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы.
Крупнейший авторитетный английский ученый Лоуренс Дикси аудиторство и технику ревизий видел в выявлении:
1) подлогов;
2) случайных ошибок,
3) недостатков в организации учета.
Ревизия начиналась с кассы. Анализ баланса рассматривали с точки зрения интересов различных заинтересованных лиц. В теории и практике аудиторской работы, прежде всего, необходимо назвать А. Т. Ватсона, который определил три фальсификации учета в котором:
1. Ситуация означает, что материально ответственные лица совершили хищение, оно могло быть у собственника, у другого материально ответственного лица и у сторонних лиц, например у покупателей, которое называется сокрытием;
2. Ситуация возникает в целях приукрашивания действительного положения (например, желание поднять курс акций), т. е. вуалированием;
3. Ситуация означает, что действительное положение лучше отраженного в балансе (например, желание изменить суммы налоговых платежей, также вуалированием).
Всякая фальсификация, как более широкое понятие, рассматривалось и анализировалось английскими аудиторами. Для выявления фальсификации по Ватсону необходимы следующие условия:
1) содействие главы фирмы, он в лучшем случае готов разоблачить сокрытие, но почти никогда — вуалирование;
2) четкое представление, с какой целью может быть подвергнут тот или иной счет фальсификации (для ревизора нужна специальная классификация счетов);
3) знание психологии потенциального растратчика, его желание и умение «обратить окружающие обстоятельства в свою пользу»;
4) анализ взаимоотношений сотрудников ревизуемого предприятия.
5) длительность работы «делает преступника менее осторожным»;
6) амбициозность, в той или иной степени заложенная в характере каждого человека, может всегда подвести психически неустойчивого и алчного человека;
7) небрежность в записях;
8) запущенность, отставание бухгалтерских записей от совершения фактов хозяйственной жизни; чем больше отставание в учете, тем больше вероятность возникновения злоупотреблений;
9) назначение на должности по протекции — одно из самых больших зол учета.
Названные обстоятельства приводят к выводу, что предметом аудита и ревизии, и в конечном счете бухгалтерского учета является психология лиц, занятых в хозяйстве, не права и обязанности сотрудников, а мотивы их действий. Управлять хозяйством — значит управлять желаниями людей в нем занятых. Сами бухгалтера — те же люди и они не обязательно лучше тех, действия которых им приходится проверять. В жизни это ревизоры, но ревизоров надо ревизовать тоже!
Годдард исходя из столь печальной оценки своих современников и коллег утверждал, что девять десятых всех хищений происходит по вине бухгалтера, а Ватсон, отмечая психологическую неустойчивость людей, специально выделял одиннадцать наиболее типичных преступлений людей этой профессии:
· не приходуются ценности, прежде всего денежные;
· документы оформляются не тем днем;
· искусственно завышаются остатки по денежным (касса) и материальным счетам;
· завышаются итоги платежных ведомостей;
· завышается зарплата «друзьям» бухгалтера;
· выписываются деньги на подставных лиц («мертвые души»);
· завышаются цены по сговору с поставщиками;
· фиктивное кредитование счета Кассы или отражение фиктивной кредиторской задолженности;
· оплата завышенных комиссионных и дележ их с получателями;
· подделка документов, как правило чеков;
· оплата несколько раз одного и того же документа (или его различных экземпляров).
Конечно, коммерческая практика того времени знала и много других преступлений. Средствами фальсификации выступали операционные счета (расходов, издержек, расходов будущих периодов и т. п.), документы, которые подделывались, исправлялись, подчищались и т. п. а также «двойные книги», одна для себя, другие для внешнего употребления (одни черновые, но верные, другие беловые, но обманные).
Средствами борьбы с фальсификацией рекомендовались: ревизии с частотой от 3 до 6 месяцев, сплошные инвентаризации всех складов фирмы одновременно, частое перемещение материально ответственных лиц со склада на склад; инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (контрактам направляются письма с перечнем прав и требований, адресаты должны их подтвердить); внезапные проверки расчетных документов, как правило расчетных книжек сотрудников (бухгалтер мог указать в лицевом счете больше, чем в расчетной книжке).