Законодательная база аудита в Кыргызской Республике.
Работа по разработке отечественных стандартов по учету и аудиту замышлялась как весомая и значительная. Стране нужны подготовка и переподготовка специалистов, организация международного сотрудничества (определенный опыт в этом плане уже накоплен и продолжает накапливаться).
Как свидетельствует уже упоминавшийся нами опыт Китая, часть таких расходов (наряду с расходами по кадровому, техническому и программному оснащению молодых кыргызских аудиторских фирм), если к этому приложат усилия Комиссия и Правительство Кыргызской Республики, может осуществляться при финансовом содействии ООН или МВФ, а также международных и национальных бухгалтерских, аудиторских и компьютерных фирм и организаций.
Разработка стандартов аудита в Кыргызской Республике была начата в первой половине 90-х гг.
Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен. Следовательно, избранный нами путь (делать все по команде сверху) не лишен недостатков.
Законы об учете, контроле и аудиторской деятельности являлись бы юридической (правовой) основой действующей системы бухгалтерского учета, государственного и ведомственного контроля, аудиторской деятельности. Они должны установить и устанавливают обязательность ведения учета, составления, представления и аудиторской проверки отчетности всеми субъектами предпринимательской деятельности и предприятиями независимо от формы собственности и сферы деятельности, включая юридических лиц, граждан СНГ и иностранных государств. Внедрение стандартов учета и аудита (после их изучения, обсуждения и практической апробации) приведет к существенному реформированию действующей практики бухгалтерского учета на всех уровнях его организации.
Многоцелевое назначение, новизна и сложность решаемых задач обусловливали необходимость поэтапной разработки и внедрения стандартов, на которых настаивали их разработчики, разработки стандартов учета и нормативов аудита. Определяется состав, и изучаются методология разработки стандартов, зарубежный опыт в этой области, устанавливается область стандартизации учета на предприятиях Кыргызской Республики.
На втором этапе проводятся разработка и уточнение важнейших стандартов, обеспечивающих единство учетных показателей в балансе, в отчетности о финансовых результатах и их использовании, приложении к балансу предприятия за год. Проводится необходимая международная экспертиза проекта стандартов, ведутся работы по пересмотру классификаторов учетных данных. Определяется состав и изучается методология расчетов показателей, ранее не использовавшихся в учетной практике российских предприятий, приводится в соответствие с мировой практикой методика учета и расчета действующих показателей.
На последнем этапе завершается комплекс работ по стандартизации учета и аудита, разрабатываются новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, производятся обучение и переподготовка кадров. Затем осуществляется внедрение разработанных и прошедших международную экспертизу стандартов учета и аудита.
Весьма характерно для нашей страны с ее всемогущим, но не имеющим достаточных представлений об аудите Госстандартом, что данные документы, практически имеющие статус аудиторских стандартов в западном понимании, были озаглавлены не этим словом, а словами «правило», «порядок» и др. Слово «стандарты» в их заголовках было употреблено только в скобках.