Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам
Проблема задолженности предприятий по платежам в бюджет затрагивает интересы не только государства и местных органов управления, но и предприятий, организаций различных организационно-правовых форм. Она заслуживает самого серьезного внимания, поскольку долги перед государством достигли астрономических размеров, сопоставимых с объемом поступления средств в бюджет. [16]. Положение усугубляется еще и тем, что, кроме долгов предприятий перед государством, многие из них имеют долги друг перед другом.
В связи с дефолтом 1998 г. данная проблема достигла пика актуальности, поскольку снизилась активность банков по кредитованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
В целях сокращения долгов предприятий перед бюджетом, а также ликвидации их взаимной дебиторской задолженности Правительством России был принят ряд постановлений, позволивших урегулировать поступление налоговых платежей в бюджет при одновременной активизации финансово-хозяйственной деятельности в стране.
Общий размер задолженности налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды вырос в 1999 г. по сравнению с предыдущим годом более чем в 1,5 раза, в том числе в федеральный бюджет - в 1,7 раза. При этом задолженность в федеральный бюджет составляла две трети от общей задолженности в бюджетную систему, а в бюджеты территорий - чуть больше одной трети [16 ].
На 1 января 1999 г. в России насчитывалось более 7 тыс. организаций - крупнейших налогоплательщиков, каждый из которых имел задолженность в федеральный бюджет более 1 млн. руб., а общая сумма их долга составила более 64% от суммы задолженности в федеральный бюджет всех налогоплательщиков России. Следует подчеркнуть, что на каждый рубль долга по налогам в федеральный бюджет добавляется в среднем 0,7 руб. задолженности по пеням и штрафам [19 ].
Вследствие этого погашение задолженности является одним из основных резервов роста налоговых поступлений в бюджет. Кардинальное решение данного вопроса невозможно без создания целостной системы по работе с крупнейшими предприятиями, а ее основой быть мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния. Системный анализ деятельности крупнейших предприятий, налоговый контроль и законное применение всевозможных мер принудительного взыскания задолженности обеспечили в 2003 г. пополнение федерального бюджета на 38%.
В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и "замораживание" на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.
Проблема накопленных долгов по налогам и иным платежам в бюджетную систему в последние годы серьезно стоит на повестке дня и до сих пор не перестает быть сверхактуальной.
По-прежнему, несмотря на изменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране, задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. По данным МНС России на начало 2004 г. должниками бюджета являются более 700 тысяч предприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составила более 1,1 трлн. руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета.
В этой ситуации реструктуризация, обеспечивающая своевременное и полное поступление в бюджетную систему начисляемых текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на неё процентов несомненно выгодна государству.
Не менее выгодна реструктуризация и самим налогоплательщикам.
За годы экономического кризиса серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий. Разбалансированность расчетно-платежной системы, наряду с другими негативными явлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, в структуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетной системой. "Висящие" тяжелым грузом долги являются фактором недостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционной непривлекательности.
В данной ситуации именно реструктуризация позволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:
- срочные и долгосрочные обязательства были разграничены;
- прекратилось начисление пени на отсроченные платежи текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов несомненно выгодна государству., а следовательно, сократились непроизводительные расходы;
- были разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволило нормализовать процесс производства;
- на плановой основе были распределены доходы предприятий, часть из которых могла быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д.
Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для увеличения налоговых поступлений в бюджет и фактором оздоровления экономики предприятий.
Не случайно Президент и Правительство Российской Федерации уделили этой проблеме очень серьезное внимание. В разные годы Правительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации.
Актуальность выбранной темы обусловлена перечисленными выше аспектами.
В представленной дипломной работе рассмотрены основные теоретические, законодательные и практические аспекты реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, а именно:: цели и задачи проведения реструктуризации, особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий, условия предоставления реструктуризации по федеральным налогам и сборам, порядок ее проведения, подробный перечень и анализ необходимых документов, вопросы организации и контроля реструктуризации со стороны налоговых органов, представлены материалы по реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам ЗАО «Мобил Телеком», в том числе приведены характеристика предприятия, анализ кредиторской задолженности в 2002 и 2003 г.г., конкретные документы, на основании которых проводится реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, результаты финансового оздоровления предприятия. В заключении подводится итог проведенного в дипломной работе исследования, предлагаются выводы о роли реструктуризации в пополнении бюджета и финансовом оздоровлении предприятий и предложения по усовершенствованию этих взаимозависящих процессов.
- Основные цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.
- Особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий.
- Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам.
- Характеристика ЗАО «Мобил Телеком» и его основные технико-экономические показатели в 2002-2003 г.г..
- Анализ кредиторской задолженности ЗАО «Мобил Телеком».
- Реструктуризация кредиторской задолженности ЗАО «Мобил Телеком» по федеральным налогам и сборам.
- Предложения по финансовому оздоровлению ЗАО «Мобил Телеком» в результате реструктуризации кредитор ской задолженности по налогам и сборам.
- Благоустройство газона на территории ЗАО «МОБИЛ ТЕЛЕКОМ».