Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам.
Так, за отделом урегулирования задолженности сохранились организационно - контролирующие функции, а организационно - обеспечивающие функции оказались перераспределены между отделом по работе с налогоплательщиками и отделом ввода и обработки данных.
Таким образом, отдел по работе с налогоплательщиками осуществляет сверку с предприятиями, находящимися на реструктуризации, по задекларированным начислениям и уплате текущих платежей. При этом данная сверка проводится не реже 1 раза в квартал. В случае невыполнения организацией налоговых обязательств по текущим платежам отдел по работе с налогоплательщиками незамедлительно сигнализирует о нарушениях, допущенных предприятиями в отдел урегулирования задолженности.
В отдел урегулирования задолженности предприятие предоставляет платежные поручения по оплате сумм реструктурированной задолженности в соответствии с утвержденным графиком погашения данной задолженности. Данные платежные поручения отдел урегулирования задолженности по служебной записке передает в отдел ввода и обработки данных.
Кроме того, отдел урегулирования задолженности осуществляет следующие функции:
- ежемесячно просматривает лицевые карточки организаций и сигнализирует налогоплательщику при появлении задолженности по текущим платежам. Практика показывает, что данной процедуры, как правило, достаточно для того, чтобы организация приехала на сверку в отдел по работе с налогоплательщиками и с помощью налоговых органов навела порядок в лицевых карточках.
- осуществляет работу с предприятиями по предотвращению нарушения условий реструктуризации (доведение до должностных лиц всех изменений действующего законодательства, ответы на письменные запросы предприятий по вопросам, связанным с соблюдением законодательства по рассрочке платежей и т.п.),
- снимает с реструктуризации предприятия, завершившие проплату реструктурированной задолженности с предварительным списанием пеней и штрафов в соответствии с действующим законодательством либо нарушивших условия реструктуризации, предусмотренные Положением от 03.09.1999 № 1002,
- отвечает на контрольные письма вышестоящих организаций, прокуратуры, налоговой полиции (а после ее упразднения в 2003 г. – органов МВД) и других структур по вопросам задолженности предприятий, реструктурирующих задолженность.
Отдел ввода и обработки обеспечивает следующие участки:
- проверяет поступление платежных поручений по погашению реструктурированной задолженности на счета учета доходов бюджетов и, в случае, если данные платежные поручения не разнесены в лицевые счета налогоплательщика, обеспечивает их своевременную разноску,
- своевременную разноску задекларированных сумм текущих налоговых платежей и их проплату в лицевые счета.
Работу всех отделов, обеспечивающих и контролирующих реструктуризацию кредиторской задолженности, курирует заместитель руководителя территориальной налоговой инспекции.
Списание реструктурированных пеней и штрафов в рамках действующего законодательства подведомственно руководителю инспекции или лицу, исполняющему его обязанности.
Новый статус налоговой службы возлагает на инспекции федеральной налоговой службы организацию реструктуризации и в настоящее время не предусматривает изменение сложившейся практики.
С 2000 г. по 2004 г. включительно эта сфера курировалась в Управлении Министерства по налогам и сборам по г. Москве (в настоящее время - в Управлении федеральной службы по налогам и сборам по г. Москве) отделом принудительного взыскания недоимки, доводящим информацию, заложенную в установленных формах отчетности до вышестоящих организаций (МНС РФ, ФНС РФ), а также до Счетной Палаты, Правительства и т.п.