Особенности АХД торговых предприятий.
Розничный ТО относится к числу основных показателей, по которым оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный ТО включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Розничный ТО изучается и оценивается как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного ТО в сопоставимых ценах необходимо фактический объем розничного ТО за период, с которого изменились цены, разделить на индекс цен.
Основные задачи розничного ТО:
1.Оценка выполнения плана (прогноза) ТО, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности, определение тенденций экономического и социального развития
2.Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного ТО и комплексная оценка торговой деятельности предприятия
3.Определение направлений роста ТО, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов
4.Разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного ТО.
Информационная база:
- Данные плана экономического и социального развития
- Бух и стат отчетность
- Текущий учет
- Нормы, нормативы и прогнозы
- Внеучетные источники информации
- Материалы личных наблюдений.
(форма 2 «Отчет о прибылях и убытках»
форма 1-Торговля «Отчет о ТО»
форма 3-Торговля «Отчет о продаже и остатках товаров»
форма 7-Розница «Отчет о наличии торговой сети»).
ТО торгового предприятия и его динамику характеризуют следующие показатели: 1. % выполнения плана по ТО;2. абсолютное отклонение фактического ТО от плановых заданий и данных предыдущих периодов;3. абсолютный прирост и темпы роста по отношению к предыдущему и базисному году;4. ритмичность и равномерность ТО;5. среднегодовые темпы роста ТО;6. удельный вес отдельных групп товаров в общем ТО;7. ТО на 1кв.м. торговой площади.
Выполнение плана и динамику ТО изучают во взаимосвязи с анализом развития розничного ТО города или района и покупательной способности населения, что позволяет выявить положительные и отрицательные стороны торговой деятельности предприятия и разработать меры по его росту и улучшению ассортимента реализуемых товаров. Анализ динамики ТО проводят путем сравнения с данными прошлого периода и с фактическими показателями за ряд лет в действующей и сопоставимой оценке. Далее в процессе анализа динамики ТО рассчитываются среднегодовые его темпы роста. Данный показатель рассчитывается по формуле среднегеометрической:
Т – среднегодовые темпы роста ТО за n лет
Xn – показатель ТО в отчетном периоде
Xo - показатель ТО в базисном периоде
n – число периодов.
Анализ выполнения плана и динамики розничного ТО проводится не только в целом за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что позволяет установить ритмичность розничной реализации и равномерность удовлетворения спроса на товары. Коэф-т ритмичности ТО определяется отношением суммы фактического ТО за все месяцы (но не выше планового уровня) к его плановой величине. Равномерность выполнения плана розничного ТО определяется с помощью среднего квадратического отклонения и рассчитывается:
Xi - % выполнения плана
Xср – средний % выполнения плана
n – число периодов.
Данный показатель позволяет оценить колебания в развитии розничного ТО. Коэффициент вариации
Коэффициент вариации позволяет оценить неравномерность изменения розничного ТО. Коэффициент равномерности
В процессе анализа розничного ТО анализируют его состав. Реализацию за наличный расчёт и в кредит производят детализацию примен-ой форме торговли и по месту реализации товаров. Важным направлением анализа розничного ТО является изучение его ассортимента и структуры, которое обычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственным группам. При этом изменения в ассортиментной структуре ТО определяют путем расчёта удельных весов каждой товарной группы в общем объеме ТО.