Особенности АХД торговых предприятий.
Основными факторами, влияющими на изменение структуры розничного ТО, являются: изменение спроса населения; изменение розничных цен на товары; уровень денежных доходов населения; объём производства отдельных товаров.
На выполнение плана и динамику розничного ТО оказывают влияние 5 основных групп факторов:1.Обеспеченность товарными ресурсами и правильность их использования; 2.Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;3.Состояние, развитие и эффективность использования материально- технической базы торговли;4.Уровень хозяйствования, применяемые методы управления и организации коммерческой работы;5.Уровень цен на товары, численность и доходы населения.
Обеспеченность товарными ресурсами и рациональность их использования является важным фактором развития ТО. Анализ обеспеченности товарными ресурсами проводится на основе данных о состоянии товарных запасов, их величины на начало и конец анализируемого периода, поступления товаров и прочего их выбытия. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Запасы товаров на начало периода + поступление = розничный ТО + прочее выбытие + запасы на конец периода.
Влияние показателей товарного баланса на объем розничного ТО может быть представлено:
Розничный ТО = остатки на начало+поступление- прочее выбытие- остатки на конец.
На уровень и динамику розничного ТО положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало периода и рост поступления; отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные запасы на конец периода. Важным аспектом анализа розничного ТО является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Показателем оценки эффективности является объем ТО на 1рубль товарных ресурсов, который определяется: Эф. ТО= (реализация (розничный ТО)) / (запасы на начало + поступление - запасы на конец).
В процессе анализа определяют обратный показатель-объем товарных ресурсов на 1рубль ТО, частные показатели эф-ти их использ-я: доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме ТО.
Для обеспечения ритмичной работы в розничной торговой сети и на складах оптовых предприятий должны быть определенные товарные запасы. По назначению их делят на текущие, сезонные и целевые.
Текущие – основной вид товарных запасов; предназначены для обеспечения повседневной бесперебойной торговли должны постоянно и равномерно пополняться. Они должны быть средними (не завышенными и не заниженными).
Сезонные – создают в определенные периоды года и их образование связано с сезонностью производства или сезонностью спроса.
К целевым относят долгосрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей.
Текущие запасы планируют отдельно от сезонных и целевых. Причем норматив товарных запасов каждое торговое предприятие устанавливает поквартально в сумме и в днях. Норматив текущих запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость – важнейший показатель в торговле; это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.
Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов.
Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов.
Товарооборачиваемость в днях определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте.
Коб= розничный ТО/средние товарные запасы.
Товарооборачиваемость в днях = (средние товарные запасы *Д (360)) / розничный ТО.
Средние товарные запасы определяются либо по средней арифметической, либо по средней хронологической.
Издержки обращения являются важнейшим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они представляют собой затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от производства до потребителей и выраженные в денежной форме. К издержкам обращения относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий, в том числе расходы на оплату труда торговых работников. Издержки обращения измеряются по их общей сумме и по уровню. Уровень издержек обращения является важнейшим качественным показателем работы торговых предприятий и представляет собой отношение общей суммы издержек к ТО (%). Данный показатель характеризует, сколько %-ов занимают издержки обращения в розничной стоимости товаров. Задачи: изучение выполнения плана и динамики издержек обращения; выявление и измерение основных факторов, влияющих на издержки обращения; объективная оценка соблюдения сметы по издержкам обращения; выявление резервов сокращения расходов; разработка мер по использованию выявленных резервов путем устранения непроизводительных затрат и эффективного использования всех видов ресурсов. Источники информации: данные бух и стат отчетности, материалы текущего учета, первичные документы. («Отчет по торговой деятельности»).