Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике.
В настоящее время в Кыргызской Республике формируется многоукладная экономика, основанная на разнообразии и сотрудничестве форм собственности ‑ от государственной, до частной. Основным содержанием рыночных преобразований 1991—2001 г.г. была комплексная работа по, обеспечению материальной предпосылки государственной независимости Кыргызстана, созданию эффективной экономики на основе преобразования всех ее отраслей. В первый период экономических преобразований, начало которого относится к 1992 году, была заложена юридическая база функционирования рыночной экономики, в неимоверно сложных условиях была введена национальная валюта, разработана экономическая, аграрная, социальная и внешнеэкономическая политика переходного периода.
В переходный период экономики система государственного регулирования характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых — государственное регулирование экономических процессов теряет всеобщий характер. Во-вторых, происходят изменения форм и методов государственного регулирования.
В ранее существовавшей экономике как известно, через систему директивных государственных органов определялись адресные задания основных хозяйственных связей и параметры дальнейшей деятельности каждого предприятия: объемы и основной ассортимент производимой продукции; цены поставщиков и потребителей средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводилось директивное задание по повышению производительности труда, по внедрению новой техники и т. п. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов.
В Кыргызской Республике, как и в других постсоциалистических странах, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения. Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики при переходе к рыночной экономике оказалась недостаточной.
Началом этой работы является вторая сессия Верховного Совета Кыргызской Республики (22—30 октября 1990 г.), принявшая программу стабилизации народного хозяйства республики и перехода к рыночной экономике. В ней предусматривалось обеспечение равноправного развития различных форм собственности, полной экономической свободы и ответственности производителей, оздоровление финансов и денежного обращения, перестройка кредитной политики, реформа банковского дела, поэтапное разгосударствление и приватизация собственности, создания принципиально новой социально-экономической модели развития республики — рыночной.
Известно, что рыночная экономика основывается на требованиях объективных экономических законов развития — отношения между членами общества через куплю-продажу продуктов труда, становящихся товаром. Определенные противоречия интересов продавца и покупателя, обеспечивают реальность определения общественной значимости труда, затраченного на производство товара, которая проявляется только тогда, когда он приобретает своего покупателя. Поэтому основными элементами рыночного процесса, включающими в себя производство, предложение, спрос и цены, становятся сложные функциональные и причинно-следственные связи, складывающиеся под влиянием различных факторов.
В переходе экономики к рыночным преобразованиям имелись следующие причины многих болезней экономики:
— отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионального и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;