Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике.
Стремление завладеть собственностью столь же сильно, как боязнь потерять ее, но борьба за сохранение приобретенного всегда яростнее и настойчивее, хотя далеко не всегда венчается успехом. Кулацкие обрезы в свое время оказались бессильны перед законами, благословляющими тотальный грабеж и другие бесчинства. Но сегодня, похоже, законы и власти бессильны перед стремлением во что бы то ни стало урвать кусок пожирнее.
В связи с этим в июне 1994 г. Президент Республики поручил Прокуратуре, Комитету национальной безопасности, Министерству внутренних дел, Госфининспекции при правительстве проверить факты нарушений законодательства при проведении приватизации объектов государственного имущества в республике. Проверкой было установлено, что приватизация осуществлялась Фондом госимущества с грубейшими нарушениями действующего законодательства. Так, каждый третий объект приватизировался без проведения аукциона и без переоценки основных фондов, при этом необоснованно занижалась стоимость объектов в пользу отдельных личностей, либо коммерческих структур, ущемляя права трудовых коллективов. Установлены факты фальсификации, подделки документов. Некоторые должностные лица Фонда госимущества были уличены в злоупотреблениях и других преступлениях.
И в мае 1997 г. Президент еще раз распорядился создать специальную комиссию, которой вменяется в обязанность обеспечить продажу оставшихся объектов по реальной стоимости с учетом рыночной конъюнктуры, а также проверить факты необоснованного занижения продажной цены приватизированных объектов. Во-первых, это многочисленные факты приватизации объектов по демпинговым ценам. (Допущенные, отмечается в тексте, «как вследствие недостаточного правового регулирования процедур разгосударствления и приватизации, так и в результате недобросовестной деятельности работников соответствующих государственных структур и отсутствия надлежащего контроля со стороны правительства»). Во-вторых, необходимость совершенствования и развития процесса преобразования государственной собственности.
Оценить, сколько государство при этом потеряло, не может никто. Ссылки на то, что продать объекты по реальным ценам было невозможно ввиду дороговизны, и поэтому пришлось согласиться на демпинговые, малоубедительны.
Понятно, что далеко не во всех странах процессы приватизации проходили гладко. Но мы не сумели — или не захотели — воспользоваться их опытом, учесть подстерегающие на этом пути ловушки. И, несмотря на легион экспертов из международных организаций, помогавших нам все делать по уму, предпочли учиться на собственных ошибках.
Теперь вряд ли возможно отследить, на что употребились полученные 17 млн. долларов. Съедены, растаяли, ушли в песок сотни миллионов зарубежных кредитов.
По большому счету не сумели грамотно распорядиться тем стратегическим промышленным потенциалом, который имели, разбазарив его, разворовав и доведя до банкротства мощные заводы, которые уже никто не сможет восстановить.
Все эти факты говорят о том, что отсутствие соответствующих аудиторских служб в республике не смогли должным образом организовать работу по оценке имуществ, в результате чего был нанесен существенный материальный ущерб государству, попросту нарушены права граждан, трудовых коллективов, созданы льготы и преимущества чиновникам, их родственникам, руководителям местных государственных администраций в приобретении государственной собственности. Серьезные нарушения законодательства в деятельности Фонда формируют крайне негативное общественное мнение о проводимых реформах в области приватизации, вызывают справедливое возмущение у населения, создают почву для социальной напряженности.
Принимая во внимание выше написанное и реальную ситуацию на рынке, Правительство хочет принять проект о налоге на имущество, под который соответственно попадают ранее приватизированные объекты собственности.