Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской Республике.
В переходный к рыночной экономике период проведение контроля как функции управления еще более осложнено из-за противоречивых тенденций в ее становлении, перманентным состоянием структур управления, их неустойчивостью, рождением и ликвидацией, противоборством старых и новых теорий, подходов. Короче говоря, множественность состояний зарождающегося организма рыночной экономики требует неоднозначного подхода к оценке новых и во многом противоречивых явлений для нашей экономики.
С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, появлением акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков и других предприятий поле применения аудита, непосредственно связанное с развитием рыночной экономики и, особенно с созданием и функционированием акционерного капитала, неуклонно расширится.
При рыночных отношениях принятие решений, о хозяйственных операциях основано большей частью не финансовой информации, которая должна быть достоверной, это может подтвердить только независимый аудитор.
Аудитор может предупредить такие элементы теневой экономики как мошенничество — преднамеренно неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из состава руководства и служащих предприятия, включающие манипуляцию учетными записями и фальсификацию первичных документов, регистров и отчетности, умышленное изменение записей по учету, искажающие смысл хозяйственных операций и нарушающие правила определенные законодательством или учетной политикой предприятия, преднамеренно неправильную оценку активов и методов их списания, уничтожение или пропуск результата корректировочных записей или документов. Не в стороне останется независимый аудитор при нахождении ошибок как непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях и группировках недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояние имущества расчетов и т. п.
В странах, где экономика опирается на рыночную инфраструктуру, общественное доверие в части получения информации о деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов заслуживает внимания независимый внешний финансовый контроль, называемый аудитом.
Лица, принимающие решение по финансовым вопросам, обычно получают бухгалтерскую информацию от предприятий, которым намерены предоставить заем или у которых собираются купить ценные бумаги. При этом возможно столкновение интересов поставщика и пользователя информации, что создает общественную потребность в услугах аудиторов — посредников, устанавливающих объективность финансовой информации. Независимые аудиторы работают на заказчика — лицо (компания, Совет директоров и др.), которое приглашает аудитора и выплачивает ему вознаграждение.
Потребность в аудиторских услугах возникает в связи со следующими обстоятельствами:
1. Операции компании могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не могут получить самостоятельно и нуждаются в услугах аудиторов;
2. Пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям компании, кроме того, у них недостает соответствующего опыта, поэтому пользователям необходимо приглашать аудиторов;
3. Последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемой через аудитора, им абсолютно необходимы.
Аудиторы обязаны сообщить свои выводы заинтересованным пользователям. Сведения должны быть максимально ясными, чтобы при пользовании можно было достичь высокого эффекта, а для этого следует применять общие критерии измерения и описания финансовой информации. Для независимых аудиторов таким критерием в основном являются общепринятые бухгалтерские принципы.
В сложном мире бизнеса аудит помогает быстро определить, что искать, чего остерегаться, что и как делать.